Amid an already long list of headaches, Facebook suffered yet another on Monday: an outage that took down its namesake site, along with Instagram, WhatsApp, and Messenger.
As of early Monday morning, visitors to the Facebook social networking service and Messenger chat service are greeted with a message that says, “Sorry, something went wrong.” Meanwhile, a visit to the Instagram photo and video sharing service leads to a “5xx Server Error” message, while WhatsApp shows the “Connecting to WhatsApp” prompt without actually doing it.
According to the Internet activity tracking service Downdetector, users started submitting outage reports about Facebook beginning at around 11:30 a.m ET.
Facebook spokesman Andy Stone confirmed the outage, saying on Twitter that the company is “working to get things back to normal as quickly as possible, and we apologize for any inconvenience.”
The outage comes a day after a blockbuster interview with Facebook whistleblower Frances Haugen was aired on the television news show 60 Minutes. Haugen publicly revealed herself on the show as the whistleblower who leaked a series of explosive internal Facebook research to the Wall Street Journal and to lawmakers detailing the extent to which the social media giant knew that its services were used for spreading misinformation and that they contributed to negative mental health issues for some teenage girls.
Haugen alleged in the interview that Facebook prematurely deactivated certain safeguards intended to prevent the spread of misinformation and offensive content soon after the 2020 U.S. presidential election. She alleged that as a result, Facebook played a significant role in sowing the seeds of the violent riots on Jan. 6, in which pro-Trump advocates stormed the Capitol.
Facebook has downplayed the significance of the whistleblower’s documents, arguably the company’s most significant crisis since the Cambridge Analytica scandal in 2018.
“Social media has had a big impact on society in recent years, and Facebook is often a place where much of this debate plays out,” Facebook vice president of policy and public affairs Nick Clegg said in a memo to employees that was reported on by the New York Times. “But what evidence there is simply does not support the idea that Facebook, or social media more generally, is the primary cause of polarization.”
В США разгорается скандал вокруг деятельности Facebook
Масштабный глобальный сбой в работе сервисов Facebook, произошедший 4 октября, не единственный удар, который может быть нанесён по компании Марка Цукерберга на этой неделе. Не менее серьёзными могут оказаться последствия слушаний в Конгрессе. Сегодня в Сенате США выступает бывший менеджер по продуктам Facebook Фрэнсис Хауген. Она оказалась в центре последнего скандала вокруг компании, чьими услугами пользуется около 2,7 миллиарда человек по всему миру. Скандал разгорелся после того, как The Wall Street Journal (WSJ) выпустил серию публикаций о детище Марка Цукерберга, основанную на его внутренних документах и беседах с сотрудниками медиагиганта, в который, помимо самого Facebook, входят также Instagram и WhatsApp. Из обнародованных материалов выяснилось, что Facebook, несмотря на декларацию равных прав среди пользователей, гораздо лояльнее относится к публикациям "звёзд" и "лидеров мнений". Такие посты, даже когда они очевидно нарушают правила платформы, либо не блокируются, либо удаляются только по личному решению главы компании Марка Цукерберга. Другая проблема заключается в том, что Facebook намерено эксплуатирует образ идеальной жизни знаменитостей в Instagram, хотя собственные исследования компании показывают, что из-за алгоритмов платформ у каждой третьей девочки-подростка развивается комплекс неполноценности. Ниже будут приведены основные выводы расследований WSJ, которые стали поводом для слушаний в Конгрессе.
Несмотря на публичные заявления Цукерберга о том, что Facebook позволяет своим более чем 3-м миллиардам пользователей высказываться наравне с представителями политических, культурных и журналистских лидеров мнений, это оказалось неправдой. Кроме того, правила платформы не одинаковы для всех, а зависят от статуса или известности человека. К такому выводу пришли журналисты The Wall Street Journal, проанализировав внутренние документы компании. Как пишет издание, Facebook втайне создала систему, которая освободила отдельных известных пользователей от соблюдения некоторых или сразу всех правил платформы. Программа, известная как «перекрёстная проверка» (XCheck), изначально задуманная как мера контроля действий, совершаемых в отношении аккаунтов известных пользователей, включая знаменитостей, политиков и журналистов, сегодня защищает миллионы VIP-пользователей от правоприменительного процесса компании.
Сообщения обычных пользователей, нарушающие правила платформы, незамедлительно удаляются. Однако к пользователям, предназначенным для проверки XCheck, относятся более снисходительно. Facebook разработал систему таким образом, чтобы свести к минимуму негативное внимание средств массовой информации, возникающее из-за неудачных принудительных действий, предпринятых против VIP-персон. Как сообщается в документах, если системы Facebook приходят к выводу, что одна из этих учётных записей нарушила её правила, они не удаляют контент — по крайней мере, не сразу. Они направляют жалобу в отдельную систему, в которой специально подготовленные сотрудники проводят дополнительную проверку.
Программа охватывает практически всех, кто регулярно появляется в средствах массовой информации или имеет большое количество подписчиков в интернете, включая кинозвёзд, ведущих ток-шоу, учёных и инфлюэнсеров. В список XCheck в Instagram входят даже аккаунты популярных животных-инфлюэнсеров.
В документах сказано, что XCheck защищает общественных деятелей, чьи сообщения содержат оскорбления или подстрекательства к насилию — нарушения, которые приводят к санкциям в отношении обычных пользователей. Пользователям обычно не сообщают, что они были помечены для особого обращения. Во внутреннем руководстве по использованию XCheck перечислены критерии, которым должен соответствовать человек, чтобы попасть в белый список. Так, он должен быть «заслуживающим внимания», «влиятельным или популярным» или «рискованным для PR».
Например, аккаунт фуболиста Неймара в Instagram, имеет более 150 миллионов подписчиков и является одним из самых популярных в мире. После того, как в 2019 году одна женщина обвинила Неймара в изнасиловании, в целях своей защиты он опубликовал в Facebook и Instagram видео и переписку в WhatsApp, в которой было указано её имя, а также фотографии в обнажённом виде. Он также обвинил женщину в вымогательстве.
Стандартная процедура Facebook для обработки публикации «несогласованных интимных изображений» проста: удаление. Но Неймара защищал XCheck. Более чем на сутки система блокировала удаление видео модераторами Facebook. Внутренний анализ инцидента показал, что 56 миллионов пользователей Facebook и Instagram видели то, что в одном из документов описывалось как «порно из мести». «Видео репостнули более 6000 раз, по отношению к женщине было множество хейта и проявлений харассмента», — говорится в обзоре.
Согласно документам, некоторые внесённые в белый список учётные записи публиковали подстрекательские заявления, которые средства проверки фактов Facebook сочли ложными. Например, среди них были заявления о том, что вакцинация приводит к смерти, что Хиллари Клинтон прикрывала «группу педофилов» и что тогдашний президент Дональд Трамп называл всех беженцев, ищущих убежища, «животными».
И когда Facebook публично рассказывает о многих из этих проблем законодателям, регулирующим органам и, в случае XCheck, своему собственному надзорному органу, соцсеть часто даёт вводящие в заблуждение ответы, скрывая то, что ей известно на самом деле. «В реальности мы не делаем то, о чём заявляем публично», — говорится в конфиденциальном обзоре, с которым ознакомился WSJ. Там же присутствует следующая фраза: «В отличие от остальной части нашего сообщества, эти люди могут нарушать наши правила без каких-либо последствий».
По некоторым сведениям, иногда для удаления контента из учётной записи VIP-пользователей требуется одобрение высшего руководства по связям с общественностью и общественной политики, а иногда даже от самого Цукерберга или главного операционного директора Шерил Сандберг.
В июне 2020 года президент Трамп опубликовал пост, в котором говорилось: «Когда начинается грабёж, начинается стрельба». (When the looting starts, the shooting starts). Менеджер Facebook отметил, что автоматизированная система, разработанная компанией для оценки на соответствие публикации её правилам, проинформировала о высокой вероятности нарушения устава платформы (90 баллов из 100 возможных). Если бы это сообщение поступило от обычного пользователя, такая оценка привела бы к удалению публикации после того, как хотя бы один человек сообщит об этом модераторам Facebook. Однако по личному распоряжению Цукерберга пост оставили.
Документы показывают, что большая часть контента, помеченного системой XCheck, не подвергалась необходимой проверке. Кроме того, Facebook просил партнёров по проверке фактов изменять свои выводы о сообщениях популярных аккаунтов задним числом, отменял стандартные наказания за распространение того, что классифицируется как дезинформация, и отменял запланированные изменения в своих алгоритмах, чтобы избежать политических последствий.
Даже когда компания действительно просматривает материалы из "белого списка", сообщения, нарушающие правила платформы, удаляются не сразу: их авторам даются 24 часа для самостоятельного удаления поста. Отсрочки, подобные этой, означают, что контент, который должен был быть немедленно заблокирован, может распространиться среди широкой аудитории. В прошлом году из-за XCheck посты, нарушающие правила платформы, просмотрели не менее 16 миллиардов раз, прежде чем они были удалены.
Один из примеров злоупотреблений, пишет WSJ, – это публикации пользователями из "белого списка" статей с вэб-сайтов альтернативной медицины, в которых утверждалось, что врач из Беркли обнаружил, что химиотерапия не помогает в 97% случаев. Организации по проверке фактов опровергли эти утверждения, отметив, что научные данные искажены, и что врач, упомянутый в статье, умер в 1978 году.
Документы свидетельствуют о том, что несколько лет назад Facebook признал неприемлемыми преимущества, которые даёт отдельным пользователям XCheck, поскольку система порой защищала от удаления учётные записи, являющиеся постоянными нарушителями правил. Тем не менее, со временем программа расширилась. Только в прошлом году она пополнилась десятками тысяч учётных записей.
«У Facebook в настоящее время нет способа защиты решений, связанных с контентом, от внешнего давления», — говорится в письме старшего научного сотрудника Facebook от сентября 2020 года, в котором описывается ежедневное вмешательство в процесс формирования правил и обеспечения их соблюдения как со стороны команды социальной политики Facebook, так и со стороны высшего руководства.
После опроса 41 сотрудника Facebook заявил в отчёте, что XCheck зачастую «ориентируется на спрос». В отчёте сделан вывод о том, что во избежание PR-проблем XCheck следует расширить, чтобы включить в систему известных независимых журналистов. При этом компания не рассматривает вариант, при котором известные пользователи придерживались бы тех же правил, что и все остальные, заключает WSJ.
В другом своем расследовании, основанном на утечке, The Wall Street Journal проанализировал большой массив внутренних документов и сообщений сотрудников Facebook касательно таких аспектов, как психическое здоровье подростков, политический дискурс и торговля людьми. Из документов следует, что Facebook прекрасно осознаёт, что продукты, лежащие в основе его коммерческого успеха, как правило, вредны для пользователей, но прикладывает минимальные усилия для решения этих проблем и продолжает публично преуменьшать их вред. Компания провела собственное исследование, которое включает в себя фокус-группы, онлайн-опросы, исследования публикаций, а также масштабные опросы десятков тысяч людей о том, сколько времени пользователи проводят в Instagram и что они там смотрят.
Исследователи пришли к выводу, что некоторые проблемы характерны исключительно для Instagram, а не для социальных сетей в целом. Это особенно верно в отношении так называемого социального сравнения, когда люди определяют собственную ценность в сравнении с привлекательностью, богатством и успехом других. Когда Facebook в 2012 году купил Instagram за 1 миллиард долларов, компания стала рассматривать соцсеть как более подходящий вариант для охвата молодой аудитории.
По словам бывших руководителей Instagram, Facebook отслеживал появление модных функций в приложениях конкурентов, включая Snapchat, и в 2016 году дал сотрудникам задание победить в гонке за вниманием подростковой аудитории. Instagram сделал фотографии ядром приложения, поскольку фильтры значительно упростили пользователям редактирование изображений. Позже он добавил видео, каналы с алгоритмически подобранным контентом и инструменты, которые позволяли «улучшать» лица людей.
В одном исследовании подростков в США и Великобритании Facebook обнаружил, что более 40% пользователей Instagram, которые сообщили, что чувствовали себя «непривлекательными», сказали, что это чувство появилось, когда они начали пользоваться приложением. Многие также сообщили, что приложение подорвало их уверенность в прочности их дружеских связей. Исследователи Instagram отметили, что те, кто ощутил негативные психологические эффекты платформы, не всегда переставали ею пользоваться. В презентациях отмечается, что подростки регулярно сообщают, что хотят проводить в Instagram меньше времени, но для этого им не хватает самоконтроля.
«Я чувствовала, что должна бороться за то, чтобы меня считали красивой или хотя бы заметной», — рассказала одна девушка о своём опыте в Instagram. После просмотра фотографий в Instagram «я чувствую себя слишком полным и недостаточно красивым», — сказал исследователям другой подросток. «Из-за этого я чувствую себя неуверенным в своём теле, хотя знаю, что я худой», — пишет третий пользователь.
Изученные The Wall Street Journal документы свидетельствуют о том, что последние 3 года Facebook изучал то, как приложение для обмена фотографиями влияет на миллионы молодых пользователей. Исследователи компании неоднократно обнаруживали, что Instagram вреден для значительной части из них, особенно для девочек-подростков. «Мы усугубляем проблемы с комплексами по поводу фигуры у каждой 3-й девочки-подростка», — говорится в одном из отчётов за 2019 год.
Эта проблема касается также и мальчиков-подростков. В ходе глубокого исследования психического здоровья, проведённого Facebook в 2019 году, было обнаружено, что Instagram вызывает негативные чувства у 14% мальчиков в США. В другом своём исследовании в 2020 году Facebook обнаружил, что 40% мальчиков-подростков испытывают негативное социальное сравнение. «Я постоянно чувствую себя на грани. Словно тебя могут отчитать за любое неверное движение», — сказал исследователям подросток из США.
В марте исследователи заявили, что Instagram должен уменьшить доступ к контенту знаменитостей о моде, красоте и отношениях, одновременно увеличив доступ к контенту от близких друзей. Один из сотрудников подверг эту идею сомнению, заявив, что знаменитости с идеальной жизнью являются ключевой частью приложения. «Разве это не то, чем занимается Instagram? Разве возможность подглядывать за (очень фотогеничной) жизнью узкого круга избранных - не причина, по которой подростки регистрируются на платформе?» — написал он.
Бывший менеджер также раскритиковал идею пересмотра концепции приложения, чтобы устранить социальное сравнение. «Люди используют Instagram, потому что это соревнование. Это же самое интересное», — сказал он.
Согласно документам, исследование было проанализировано высшим руководством Facebook и процитировано в презентации 2020 года, представленной самому Цукербергу. Публично Facebook постоянно преуменьшает негативное влияние приложения на подростков и не делает свои исследования общедоступными или хотя бы доступными для учёных и законодателей, которые неоднократно об этом просили. Отвечая на вопрос о детях и психическом здоровье на слушаниях в Конгрессе в марте 2021 года, генеральный директор Марк Цукерберг сказал: «Проведённое нами исследование показывает, что использование социальных сетей для связи с другими людьми может иметь положительные последствия для психического здоровья».
Вместо того, чтобы ссылаться на свои собственные данные, демонстрирующие негативное влияние Instagram, руководители Facebook часто публично указывали на исследования Оксфордского института интернета, которые выявили слабую корреляцию между использованием социальных сетей и депрессией.
В августе сенаторы Ричард Блюменталь и Марша Блэкбёрн в письме Цукербергу призвали его опубликовать внутреннее исследование Facebook о влиянии его платформ на психическое здоровье молодёжи. В ответ Facebook отправил сенаторам письмо на 6-ти страницах, в котором заявил, что с проведением исследований в этой сфере существует много проблем, поскольку «среди исследователей и экспертов нет единого мнения относительно того, какое количество времени, проведённого в соцсети, можно назвать недопустимо большим». Цукерберг заявил, что считает исследовательскую литературу по вопросам психического здоровья подростков противоречивой и не разъясняющей деструктивные причинно-следственные связи. Facebook также сообщил сенаторам, что её внутренние исследования являются собственностью компании и «держатся в секрете, чтобы способствовать откровенному диалогу и стимулировать внутренние "мозговые штурмы" касательно развития бизнеса компании».
«Ответы медиакорпорации были настолько уклончивыми, что действительно возникает вопрос о том, что скрывает Facebook», — сказал сенатор Блюменталь в электронном письме, — «Facebook, похоже, выходит к подросткам с потенциально опасными продуктами, при этом скрывая от общественности научные данные».
Запланированное на 5 октября слушания в комитете Сената США по защите прав потребителей станут вторым заседанием, которое проводится в верхней палате американского Конгресса после серии расследования WSJ. На первом – состоявшемся на прошлой неделе – руководитель отдела безопасности Facebook Антигона Дэвис заявила, что расследование WSJ ошибочно и внутренние документы компании были неверно истолкованы. То же самое говорил вице-президент Facebook по международным делам и связям с общественностью Ник Клегг.
В понедельник, 4 октября, стало известно, что внутренние документы журналистам передала бывший менеджер по продукту Facebook Фрэнсис Хауген. «Facebook в его нынешнем виде опасен. Стало необходимым привлечь внимание общественности», — объяснила она свой поступок в интервью The Washington Post. Ожидается, что во вторник Хауген призовёт Конгресс к регулированию деятельности гиганта социальных сетей так же, как регулируется деятельность табачных компаний, сообщило агентство Reuters, в распоряжении которого оказался текст показаний информатора WSJ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий