четверг, 21 февраля 2019 г.

Samsung Galaxy Unpacked 2019: первые впечатления












Юбилейное шоу Samsung Galaxy Unpacked 2019, посвящённое выпуску флагманских мобильных девайсов южнокорейского техногиганта, удалось на славу. По крайней мере чисто визуально это выглядело действительно мощно, что и неудивительно: Samsung является лидером презентационных технологий, поскольку лучшие дисплеи, лучший звук и свет производится именно им самим и его американским подразделением HARMAN International Industries (с марта 2017 принадлежит Samsung Electronics).
Ещё задолго до мероприятия все отраслевые издания уже имели на руках основные характеристики новых девайсов, поэтому ничего сенсационного в ходе анонса для "знатоков мобильного жанра" не произошло.
Информационный блог Samsung World также публиковал предварительные данные об этих аппаратах, поэтому какие-то дополнительные, не слишком существенные детали, мы решили обсудить позже. Но сегодня мы хотим по горячим следам обменяться мнениями с приглашённым экспертом Николаем Изновым, чтобы попытаться спрогнозировать, насколько успешными окажутся представленные флагманы Galaxy Fold (ранее этот первый складной смартфон Samsung с гибким дисплеем фигурировал в прессе как Galaxy F), линейка Galaxy S10 и новые носимые устройства в лице спортивных смарт-часов Galaxy Watch Active, фитнес-трекеров Galaxy Fit и беспроводных смарт-наушников Galaxy Buds.
Главный вопрос: поможет ли Samsung эта юбилейная серия девайсов выправить ситуацию с неуклонным снижением рыночной доли?
С Николаем Изновым беседует редактор нашего ресурса.

Корр.: Ну что же, почти двухчасовое и беспрецедентное по размаху шоу самых передовых мобильных технологий состоялось. Каковы ваши первые впечатления и появилась ли какая-либо информация о реакции рынка на Galaxy Unpacked 2019?

Н.И.: Соглашусь, что презентация действительно была впечатляющая. Но было бы ещё лучше, если б столь же впечатляющими оказались и продажи самих девайсов. А вот с этим пока большие вопросы. Первые отзывы экспертов, с которыми мне довелось ознакомиться, весьма противоречивы.
С одной стороны, все признают наличие реальных инноваций, но с другой стороны, отмечают, что мобильный рынок сейчас находится в упадке, и к тому же люди всё меньше готовы платить огромные деньги за топовые устройства, которые морально устаревают за какие-то считанные месяцы.
Если бы, например, Samsung выпустил свой складной смартфон хотя бы год назад, заметно опередив конкурентов, это был бы почти беспроигрышный ход и цена в 2.000 американских долларов не казалась бы заоблачной.
Но теперь, когда все в курсе, что китайцы выкатят нечто подобное буквально через несколько дней, вопрос о рыночном успехе Galaxy Fold повисает в воздухе.
Конечно, отраслевые специалисты в курсе, что каждая деталь южнокорейского девайса несравненно качественнее и надёжнее того, что покажут китайцы. Мы в курсе, что такого прочного дисплея, способного сгибаться вовнутрь, подобно листу бумаги, нет ни у кого из конкурентов. Китайцы, которым всё ещё не под силу создать такие уникальные материалы, идут на хитрость, делая свои конструкции складывающимися не вовнутрь, а на внешнюю сторону, что значительно упрощает задачу (диаметр в месте сгиба заметно больше). Однако большинство потребителей и техноблогеров этого не понимают, и наверняка будут кричать, что "китайцы сделали не хуже, да ещё и дешевле".
В Samsung заявили, что Galaxy Fold относится к продуктам класса люкс, поэтому изначально не рассчитывают на высокий тираж. Теперь открытым остаётся вопрос: признают ли "богатенькие буратинки" Samsung люксовым брэндом, или будут по-прежнему тупо считать, что "кроме Apple в лакшери-сегменте игроков быть не может". Сейчас многое зависит от того, насколько этот аппарат будет успешен в богатых странах Персидского залива и среди обеспеченных бизнесменов в США. Если маркетологам Samsung удастся провести хорошую промо-кампанию для этой целевой аудитории, то результаты продаж могут быть весьма обнадёживающими.
В то же время, эффект новизны мог быть гораздо больше, если бы Galaxy Fold был запущен на операционной системе TIZEN, которая фактически разрабатывается Samsung, хотя формально принадлежит ассоциации Linux Foundation. Как я уже отмечал ранее, TIZEN гораздо более экономична и эффективна, что критически важно для таких девайсов как Galaxy Fold, требующих огромных вычислительных ресурсов и мощных аккумуляторов (в Galaxy Fold их 2 - ред.). Применение TIZEN позволило бы обойтись одним аккумулятором, меньшим объёмом ОЗУ и даже менее мощным процессором при сохранении того же уровня производительности, что был заявлен в ходе презентации. А если сохранить нынешнюю начинку и установить на этот аппарат TIZEN, то Android осталась бы далеко позади в любом бенчмарке.
Но увы, в Samsung боятся испортить отношения с Google и, похоже, не готовы раскошеливаться на разработку собственного софта в том объёме, в котором необходимо для полной независимости от американцев.

Корр.: Если учесть, что китайцы запустят свои "гибкие" недосмартфоны на том же Android, то эффект новизны пропадёт и подавно...

Н.И.: Вот именно. Представляете, если бы достопочтенный глава мобильного бизнеса Samsung Ко Донг Джин (он же DJ Koh) вышел на сцену и скзал следующее:

"Сегодня мы открываем новую эру в мобильной индустрии запуском нашего первого смартфона-трансформера с выдающимися характеристиками, переосмысленным интерфейсом и новой операционной системой, что позволит нам  полностью замкнуть круг нашей обширной экосистемы, включающей практически все электронные приборы "умного дома" марки Samsung!"

Вот это была бы настоящая информационная бомба. Газеты и телеканалы пестрели бы заголовками: "Samsung бросает перчатку Apple и Google", "Samsung - первый, кто осмелился уйти от Google-зависимости", "Samsung провозглашает новую эру в мобильной индустрии, и это вовсе не лукавство".

Корр.: А что мы видим в реальности?

Н.И.: В реальности мы видим, что сразу же после презентации акции Samsung понизились в цене, поскольку безоговорочных восторгов в прессе и в реакции пользователей не последовало, о чём поведал бизнес-канал CNBC.
Британская BBC, традиционно "топящая" исключительно за Apple, как всегда нашла продукты Samsung "противоречивыми". Несколько оптимистичнее были комментарии на CNN, по большей части из-за того, что Samsung заменит американцам Huawei в строительстве сетей 5G (что, впрочем, действительно является большим достижением южнокорейцев).

Корр.: В отношении чего были направлены основные критические стрелы?

Н.И.: В основном люди критикуют "дырявые" экраны в Galaxy S10 и довольно сильно урезанный функционал в "бюджетной" версии Galaxy S10e, которую лишили датчика сердечного ритма, подэкранного ультразвукового сканера (вместо этого применяется менее современный сканер в кнопке запуска), длиннофокусной камеры в основном фотомодуле, а, кроме того, разработчики снизили разрешение дисплея. Многие полагают, что при таких ограничениях цена должна быть ниже заявленной.

Корр.: Наличие отверстий в дисплеях вы критиковали с самого начала, и похоже, это действительно станет одним из главных факторов, негативно влияющих на объёмы продаж...

Н.И.: Да уж, это тот самый случай, когда в Samsung сами себя перехитрили.
На презентации было сказано, что ради этих самых "дырок" был разработан уникальный лазер, позволяющий безболезненно "сверлить" OLED-панели, не ухудшая их надёжность. Денег, видно, потратили немало, но, как говорится, "не в коня корм". Китайцы уже запускают второе поколение смартфонов, не имеющих никаких дыр под камеры. Решения есть: можно использовать форм-фактор слайдера или применить выдвижной модуль для сэлфи-камеры. Да и у Samsung давно имеется технология, позволяющая обходиться без "фронталки".

Корр.: Получается, что когда в Samsung созреют до "бездырочного" экрана во флагманах, китайцы запустят уже 3-е поколение таковых...

Н.И.: Похоже на то. Я удивляюсь на тех людей, которые принимали решение при окончательном утверждении концепции Galaxy S10. Если это господин Ко, то возникают большие сомнения в его прозорливости.

Корр.: Удивительно то, что в ходе презентации Ко Донг Джин уверенно заявил, что в следующем году он снова окажется на сцене, представляя Galaxy 11.
И это при том, что южнокорейская пресса всё активнее пишет о его возможной отставке из-за потерь позиций Samsung на мобильном рынке...

Н.И: Да, результаты 4-го квартала 2018 для мобильного бизнеса можно считать почти катастрофическими: в Китае доля вновь упала ниже 1%, в Индии Samsung уступил 1-е место Xiaomi, а в Таиланде какой-то несчастной Oppo. Похожая ситуация в Индонезии и целом ряде других стран, включая Россию. Я не понимаю, как можно с такими результатами претендовать на дальнейшее руководство подразделением.
В Samsung упустили момент, когда китайцы стали резко наращивать своё присутствие в бюджетном и среднеценовом сегментах, продолжая выпускать, по большей части, малоконкурентные модели. И это при том, что ещё 3-4 года назад нам обещали смартфоны необычных форм-факторов на TIZEN OS с "многоуровневым" интерфейсом в зависимости от квалификации пользователя. Например, пенсионер мог выбрать самое простое меню управления с базовыми функциями, а продвинутый тинэйджер мог активировать самые навороченные фишки в смартфоне. Это была отличная идея, которую почему-то так и не реализовали.
Вместо этого стали заваливать развивающиеся рынки бестолковыми поделками на Android Go, которые всё-равно проигрывали "китайцам" по цене при сопоставимых параметрах. Вот так была угроблена хорошая идея.

Корр.: Но хоть какой-то свет в конеце тоннеля виден?

Н.И.: Как я уже говорил в одном из прошлых интервью, ситуация более-менее прояснится к осени. Тогда можно будет оценить, насколько успешной оказалась линейка Galaxy M, призванная бороться с китайцами в бюджетном сегменте и в очередной раз "перепозиционированная" Galaxy A, которая должна бороться за среднеценовой сегмент. Но, в любом случае, победить прущих как танк Android-китайцев будет задачей чрезвычайной сложности.

Корр.: То есть Samsung лучше быть N1 в собственной экосистеме TIZEN (как Apple в Mac/iOS), чем N2 или N3 в мире Android, когда его завоюет Huawei или кто-то там ещё?

И.И.: Я думаю это было бы куда разумнее. Apple, Samsung и Google могут стоять обособленно от китайцев с собственными аппаратно-программными решениями, независящими ни от кого другого. А вот китайцы продолжили бы жрать друг друга, беспощадно толкаясь в своём Android-стаде. Тогда бы стало окончательно понятно, где находится мировая элита "смартфоностроения", а где её жалкое подобие. Но, похоже, в Samsung это не очень понимают, продолжая упорно толкаться в том самом стаде и рискуя быть затоптанными окончательно.
Ещё один немаловажный фактор: китайцы активно используют суббрэнды, чтобы представлять свежие идеи под другими названиями. И эта тактика успешно работает. Специалисты не раз обращали на это внимание, но в Samsung почему-то не хотят прислушиваться к их советам сделать подобный шаг, хотя бы ради эксперимента.

Корр.: Пару слов о новых носимых устройствах, которые были представлены на Galaxy Unpacked 2019...

Н.И.: Это бюджетные решения, которые довольно странно сочетаются с флагманскими моделями смартфонов. По идее, топ-менеджеры должны были подверстать к премьере новых Galaxy S10 премиальные смарт-часы типа Galaxy Watch, но вместо этого выкатили совсем уж молодёжные Galaxy Active (на TIZEN) и трэкеры Galaxy Fit (на TIZEN RT). Я считаю, что это маркетинговый просчёт. Хотя сами по себе девайсы интересные и наверняка будут пользоваться спросом. Впрочем, ничто не мешает владельцам Galaxy Fold или S10 прикупить Galaxy Watch, которые вышли всего 5 месяцев назад.

Корр.: Ну что же, ситуация более-менее ясна. Будем ждать осени, чтобы подсчитать количество "цыплят", проданных господином Ко и K'.
Благодарю вас за обстоятельную беседу в столь поздний час и до следующей встречи.

Н.И.: До скорого.