События на рынке мобильных гаджетов разворачиваются во всё ускоряющемся темпе. Буквально на наших глазах из топ-списков исчезают недавние лидеры, вытесняемые более удачливыми и настырными конкурентами, продажи планшетов падают, а судьба носимых устройств всё ещё вызывает противоречивые мнения в кругах специалистов.
О том, какое место в бушующем океане мобильных технологий будет принадлежать Samsung в обозримой перспективе, мы поговорили с приглашённым экспертом информационного блога Samsung World Николаем Изновым.
Корр.: Итак, события, разворачивающиеся на фоне обострившейся торговой войны между США и Китаем, показали, что в случае их дальнейшей эскалации могут произойти тектонические сдвиги на глобальном рынке мобильных устройств. Как вы думаете, если такие игроки как ZTE и Huawei будут выбиты из седла, каким мы увидим "коммуникационный ландшафт" через 2-3 года?
Н.И.: Делать такие прогнозы в нынешних условиях - занятие неблагодарное. Ввиду того, что политика начинает влиять на экономику во всё больших масштабах, ожидать можно чего угодно. Поэтому мы можем рассмотреть лишь возможные варианты развития событий, которые вызовет та или иная конфигурация, возникшая на основе принятия тех или иных решений ведущих мировых игроков.
Корр.: Хорошо, давайте рассматривать возможные варианты. Допустим, что администрация Дональда Трампа вводит запрет на поставку продукции от ZTE и Huawei. Что это может означать для того же Samsung?
Н.И.: Между прочим, Samsung уже попал под ограничения со стороны нынешней вашингтонской администрации. Если помните, Белый дом резко увеличил пошлины на южнокорейские стиральные машины, вняв мольбам местного производителя Whirlpool, которого сильно потеснили Samsung и LG на рынке бытовой техники. Мобильных устройств это пока не коснулось, но кто знает, что придёт в голову господину Трампу завтра, если ему вдруг пожалуются люди из Apple и Google.
Тем не менее, Китай представляет куда большую опасность для американцев, поэтому логично ожидать, что какие-то меры к Поднебесной будут приняты. Дисбаланс в торговле между КНР и США достиг опасных размеров, причём не в пользу Вашингтона, поэтому республиканская администрация наконец-то решила предпринять какие-то действия.
В то же время Китай сколотил на Капитолийском холме весьма влиятельное лобби (особенно среди членов Демократической партии), поэтому Трамп уже ощущает ожесточённое сопротивление намеченным планам. Но и среди демократов растёт понимание, что так больше продолжаться не может, ибо датируемые государством китайские ключевые игроки априори будут выигрывать в конкурентной борьбе за счёт примитивного ценового демпинга.
Если сценарий будет развиваться по наиболее жёсткому варианту и Huawei напару с ZTE попадут под санкции или существенные ограничения, то на время это может дать передышку "большой американской мобильной тройке", которую там представляют Apple, Samsung и LG. Однако эта передышка будет временной, поскольку очевидно, что Китай сейчас выдвигает на передний край борьбы с конкурентами Xiaomi, которая под санкции не попала. Её стремительный рост обусловлен не столько "выдающимися технологическими достижениями" (которых почти нет, так как продукция этой марки является "конструктором LEGO" от зарубежных и местных сторонних поставщиков), сколько финансовой поддержкой властей в виде различных льгот и даже прямых денежных интервенций. Причём отследить это в условиях закрытого полутоталитарного Китая практически невозможно. Операции по переводу денег своим "технологическим агентам влияния" проводятся весьма искусно, так что даже если дело дойдёт до рассмотрения в ВТО (Всемирной Торговой Организации - ред.), доказать что-либо будет практически невозможно. И даже если американцы имеют какие-то разведданные на этот счёт, они вряд ли будут обнародовать такие документы, чтобы "не спалить" свою агентуру. Поэтому они, скорее всего, будут действовать без особых объяснений, что у несведущих людей может вызвать непонимание. Почитайте зарубежные форумы на эти темы: там уже нашлась целая армия защитников "здоровой конкуренции" с участием китайских мобильников. Появились целые секты поклонников Huawei и Xiaomi, ибо для "полезных идиотов" нет ничего слаще почти дармового мобильника с характеристиками "лучше чем у Apple или у Samsung".
Но всем этим "свидетелям пришествия святой Xiaomi" невдомёк, чьи технологии там используются и за счёт чего обеспечивается бросовая цена.
На китайские гаджеты "подсели" и традиционно скупые европейцы (особенно немцы), которые готовы удавиться за лишний сэкономненный евро. Их даже не смущает, что большинство китайских моделей неприлично "фонят", а применяемые материалы часто оставляют желать лучшего. Но дело даже не в этом. Покупая китайское, они гробят собственную экономику, что уже через несколько лет аукнется Европе также, как это аукнулось сейчас американцам.
Когда я впервые приехал в США в 1998-м, то уже тогда был неприятно удивлён обилию дешёвой "китайщины", продающейся даже в бродвейских магазинах. Например в фирменном "концептуальном" Disney Store все игрушечные мультгерои валялись в гигантских корзинах с бирками Made in China. Я искренне не мог понять, неужели американцы не могут обеспечить себя такими игрушками, открыв дюжину фабрик в какой-нибудь Оклахоме... Ведь китайцы фактически лишили рабочих мест массу жителей США, которые вполне могли бы производить столь незатейливый товар. В результате такой политики весь средний запад США оказался в бедственном положении, и неудивительно, что теперь они голосуют за Трампа, который хоть как-то пытается отбить местный рынок от китайского нашествия.
В отличие от американцев и европейцев, азиаты в массе своей предпочитают покупать товары собственного производства, чем стимулируют внутренний спрос. Это характерно и для Китая (там это дополнительно подкрепляется патриотической "промывкой мозгов" по партийной линии), и для Японии, и для Южной Кореи. Но если внутренний рынок двух последних относительно невелик, то с полуторамиллиардным Китаем дела обстоят совсем иначе. В совокупности это население всей Европы (включая Россию), Северной Америки и Кореи с Японией. Поэтому я считаю, что к товарам из КНР должен быть совершенно другой подход. Учитывая их госполитику по захвату глобальных рынков, странам западного альянса нужно ввести 100% заградительные пошлины на китайскую продукцию, поскольку она произведена в условиях так называемого государственного капитализма, не имеющего ничего общего с тем, что мы понимаем под свободным рынком.
Но это в идеале. В реальности же вряд ли можно рассчитывать на достойное противодействие китайскому товарному нашествию, тем более что взамен власти КНР сулят западным компаниям открыть внутренний рынок, что, например, такие неразборчивые в связях компании как Siemens приводит в восторг. Правда, всякое согласие КНР на допуск к их внутреннему рынку сопровождается требованиями передачи технологий, что многих уже ввело в искушение и они безропотно передали "китайским товарищам" ценную документацию и опыт. Помножьте это на обширную разведывательную деятельность Китая в области высоких технологий плюс фактически узаконенное пиратство колоссальных масштабов, и тогда вы поймёте за счёт чего формируется нынешнее благополучие Поднебесной.
Но и нашим обывателям на это плевать. Они со сладострастным причмокиванием "пожирают" дешёвку с AliExpress и вдохновляются хвалебными статьями о китайских смартфонах на таких ресурсах как 4pda.ru, на корню купленных китайцами. 80% публикаций там посвящено прославлению мобильников made in China, сформировав армию идолопоклонников Xiaomi (уж не знаю, реальных или фейковых, как это в последнее время принято).
Корр.: Иными словами, следует ожидать китайского нашествия на мобильные рынки?
Н.И.: Оно уже идёт семимильными шагами, особенно в бедных странах 3-го мира типа Индонезии, Индии и кучи африканских государств. Большинство из них свои гаджеты конкурентного уровня не производит (как, впрочем, и Россия с Украиной), поэтому захватывать такие рынки для китайцев, что называется, сплошное удовольствие.
Корр.: Япония почти полностью ушла с зарубежных мобильных рынков, у американцев на плаву осталась только Apple, хотя Google и предпринимает кое-какие попытки закрепиться в этом секторе. Ждёт ли нечто подобное Южную Корею?
Н.И.: Это вполне может произойти, если не предпринять радикальных мер. LG уже активно сдаёт позиции, фактически покинув несколько важных рынков (в том числе китайский), но у Samsung есть ещё запас прочности. А насколько его хватит, это большой вопрос. Нынешняя ситуация с Samsung напоминает идущего по саванне слона, на которого с разных сторон кидаются гиены и прочие хищники. С одной стороны куски мяса вырывают свои (беспрецедентный "накат" леваков на руководство Samsung в Южной Корее продолжается под самыми разными предлогами), а с другой стороны кусают китайцы. Так что ситуация очень непростая и спрогнозировать дальнейшее развитие событий вряд ли кто возьмётся. Но я уже не исключаю негативного сценария, поскольку против Samsung сейчас агрессивно настроены власти Южной Кореи, вдохновляемые "простым народом". На них большое впечатление произвело сенсационное "замирение" с северокорейским режимом, которое ставят в заслугу нынешнему президенту Мун Джей-ину и его администрации, известных своими левацкими взглядами. Не зря же коммунист Ким Чен Ын так охотно лобызался со своим южнокорейским "коллегой", ибо увидел в нём "классово близкого" человека.
А Samsung в их глазах является олицетворением "хищного капитализма", с которым надо бороться.
Корр.: К чему такое "замирение" двух Корей может привести в перспективе?
Н.И.: В лучшем случае, если дело пойдёт к объединению на южнокорейских условиях, это сулит определённые выгоды, хотя и расходы на восстановление севера полуострова будут колоссальные. Это гораздо более сложный процесс, чем объединение двух Германий, хотя даже сейчас в ФРГ ощущается разница между западными и восточными землями. Бывших граждан ГДР западные немцы частенько упоминают с некоторым презрением, называя их "остис" ("восточники"), потому что последние за десятилетия советской оккупации получили другой менталитет, который на западе ФРГ, мягко говоря, не совсем понимают. Что уж говорить о КНДР и Южной Корее, где этот разрыв длится гораздо дольше, а идеологические противоречия куда острее, чем были когда-то между ФРГ и ГДР.
Если же события будут развиваться по неблагоприятному сценарию, то две Кореи могут снова оказаться на пороге ядерной конфронтации.
Корр.: Если диктатор Ким Чен Ын всё-таки согласится на постепенную интеграцию, сможет ли технологический потенциал Южной Кореи и дешёвая рабочая сила в КНДР придать новый импульс объединённой экономике?
Н.И.: В теории конечно может. Но на практике это наверняка будет выглядеть несколько иначе. Во-первых, южнокорейцы вряд ли развернут производство высокотехнологичных товаров на территории КНДР. Во-вторых, квалификация местных рабочих находится не на том уровне, а в-третьих, вряд ли кто захочет передавать секретные технологии на Север, учитывая их близкую связь с Китаем. Тем не менее, производство каких-нибудь мультиварок и прочей домашней утвари в КНДР вполне можно наладить. Тому же Samsung, на пороге развёртывания экосистем "интернета вещей" (IoT), вполне могла бы пригодиться линейка товаров для кухни, интегрированная посредством единого фирменного протокола. Если из Северной Кореи пойдут на экспорт добротные и технологически продвинутые кофеварки, хлебопечки, "умные" электрочайники и т.д., причём по ценам ниже китайских, это дало бы ощутимый эффект в обозримой перспективе.
Ну а дальше всё будет зависеть от готовности Северной Кореи интегрироваться в современный мир западного образца, по которому столь успешно двигается юг.
Корр.: Да, мне тоже как-то попадались прогнозы экспертов, которые говорили о большом потенциале в случае объединения 50-миллионного Юга и 25-миллионного Севера Кореи. Но это может не устроить главных азиатских соседей, включая Китай и Японию. Такого резкого усиления конкуренции они совсем не хотят...
Н.И.: Конечно, этот фактор также будет играть роль и Китай вполне может вмешаться в процесс объединения, если его что-то не устроит. С другой стороны, у Южной Кореи всё-таки есть резон стремиться к объединению, поскольку демографические проблемы там проявляются всё отчётливее. Многодетных семей становится всё меньше и страна уже начала испытывать убыль населения (как и большинство развитых государств), поэтому "свежая кровь" с севера не помешает. Демографический провал на юге в будущем сулит проблемы, поскольку пенсионеров становится всё больше, а молодых рабочих рук уже не хватает. Вот здесь дешёвая рабочая сила из КНДР могла бы сильно пригодиться.
Корр.: Что ж, пока это только прожекты, давайте вернёмся к той реальности, которая существует на сегодняшний день. Samsung испытывает давление китайцев на мобильном рынке. Способен ли южнокорейский гигант противостоять натиску северного соседа и не постигнет ли его участь японцев, которые сами когда-то проиграли корейцам на рынке телевизоров и мобильных устройств?
И.И.: Давайте сравним: 1,5 миллиарда китайцев и примерно сотня производителей мобильников в КНР против 50-миллионной Южной Кореи, территория которой составляет меньше чем 2,5 Московских области и имеются фактически 2 производителя мобильных трубок. Как вы думаете, каков будет исход, если напору Китая не поставить серьёзные преграды?
Корр.: Да... комментарии излишни.
Н.И.: Это лишь вопрос времени. Но шанс предотвратить худший сценарий не только для Южной Кореи, но для условного Запада в целом - это активное сдерживание китайской экономической экспансии.
Корр.: При каких условиях Запад мог бы торговать с Китаем на равных, избегая различных эмбарго?
Н.И.: Только при условии, что Китай сам станет частью Запада. Других вариантов нет.
Корр.: Возможный запрет на использование сервисов Google или вообще операционной системы Android мог бы сократить долю китайцев на завоёванных ими рынках?
Н.И.: Вполне. Но я думаю, что Белый дом и Google на это не решатся.
Корр.: Тем не менее Huawei официально признала, что разрабатывает собственную мобильную ОС ещё с 2012 года в качестве "запасного варианта". Может ли это её обезопасить?
Н.И.: Эту ОС для китайцев "пилят" финны, которые когда-то работали в Nokia. Сами китайцы ничего путного в плане ОС так и не произвели. Да и "финско-хуавэевскую" ОС ещё никто в глаза не видел и не пробовал её в деле. Сами же китайцы признали, что она ещё далека от идеала. Так что здесь всё ещё вилами на воде писано.
Корр.: Как вы думаете, какова была цель недавнего визита де-факто главы Samsung Ли Джей-ёна в Китай? Может быть они, в числе прочего, обсуждали возможность использования TIZEN в качестве альтернативы Android?
Н.И.: Полагаю, что целью визита Ли-младшего была инспекция предприятий Samsung, расположенных в Китае, а также переговоры о поставках электронных компонентов местным производителям смартфонов. Огромный новый завод Samsung по выпуску чипов в Китае заработает года через полтора, и это станет существенной статьёй дохода для южнокорейцев. Кроме того, китайцы хотели бы заполучить на своей территории завод по производству OLED-дисплеев и наработки Samsung. Это вполне реально, так как для Samsung привычный OLED - это уже вчерашний день. Сейчас на повестке дня производство гибких дисплеев, которые китайцы вряд ли наладят в ближайшее время. Потенциально это даст фору Samsung уже в следующем году.
Что касается использования TIZEN в смартфонах, то это вопрос дискуссионный. Но в случае, если американцы сильно прижмут Huawei и ZTE в плане использования Android, то я не исключаю принятия китайцами TIZEN, хотя бы на время.
Корр.: В 2020-м году все IoT-устройства Samsung будут работать на TIZEN. Но когда-то её планировали ставить также в компьютеры, планшеты и смартфоны. От этих планов в Samsung отказались?
Н.И.: Не думаю. Во всяком случае мобильную версию будут продолжать разрабатывать, даже если TIZEN-смартфоны временно перестанут производить. "План B" в Samsung никто не отменял, потому что конфликт с Google может в любой момент обостриться. Просто пока в Samsung не считают TIZEN достаточно "допиленной" для того, чтобы состязаться с Android в полную силу. Полагаю, что на доводку уйдёт несколько лет, прежде чем корейцы решатся вступить в открытую конкуренцию с ребятами из Маунтин-Вью.
Корр.: Судя по манёврам, которые совершает Google, они готовят замену Android в виде новой универсальной ОС Fuchsia ("Фуксия"), а также Android Go для самых дешёвых смартфонов. Это явный вызов Samsung с её универсальной TIZEN?
Н.И.: Естественно, Google не хочет оставаться на обочине в эпоху "интернета вещей", для которой Android не подходит. Поэтому они озаботились написанием собственной альтернативы. Но, думаю, что поезд уехал. Крупные игроки уже вряд ли согласятся подсеcть на чужой софт, чтобы не попасть в кабальную зависимость от американцев. Так что уделом "Фуксии" будет обслуживание мелких компаний из Китая или откуда-нибудь ещё. У Samsung уже есть TIZEN, у LG - собственная WebOS, а именно эти корпорации задают тон на рынке бытовой IoT-техники. Apple "Фуксия" тем более не нужна, равно как и Microsoft с Intel.
A вот Android Go пока ещё может быть интересна для жителей развивающихся стран, так что смартфоны на ней появятся, в том числе и Samsung. Но это всё до поры до времени, покуда действует секретное соглашение Google и Samsung "о взаимопонимании". Напомню, что в 2024-м году это соглашение заканчивается.
Корр.: Теперь поговорим немного о ближайших перспективных моделях. В последние дни было много сообщений о предстоящем анонсе новых TIZEN-часов Gear S4 и складного смартфона под условным названием "Galaxy X". Известны ли вам какие-либо подробности? Честно говоря, мы уже ограничили публикации о многочисленных патентах Samsung на складные смартфоны и "умные" часы, так как они сыплются как из рога изобилия. Понять, на какой разработке они остановились, весьма проблематично...
Н.И.: Я вас вполне понимаю. Но хочу отметить, что вы уже давно дали информации по Gear S4 больше, чем так называемые "профессиональные" сетевые ресурсы. И добавить что-либо к той информации вряд ли возможно. Единственным новым слухом является лишь то, что планируется выпуск в двух форм-факторах - мужском и женском. Всё остальное уже известно: будет больше возможностей следить за своим физическим состоянием, мониторинг станет точнее, а время работы гаджета на одном заряде, скорее всего, увеличится. Разумеется, обеспечена поддержка LTE и голосового помощника Bixby, равно как и управление домашней IoT-экосистемой.
Что до раскладного смартфона, то там ещё имеются некоторые проблемы, которые, скорее всего, удастся решить до начала MWC 2019, где предварительно намечен анонс предполагаемого "Galaxy X" или как его теперь называют Winner. Детали, тем не менее, так и остаются неизвестными, поскольку заинтересованным дилерам на закрытых показах дали оценить 2 или 3 прототипа. Какой из них выбран для массового производства, пока достоверно неизвестно. Так что надо набраться терпения по крайней мере до осени, когда появятся более надёжные сведения от поставщиков комплектующих.
Корр.: Ну что же, благодарю вас за столь подробную беседу и надеюсь что скоро мы внесём больше ясности в происходящее.
Н.И.: Непременно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий