четверг, 22 марта 2018 г.

MWC 2018: ИТОГИ












Подвести итоги прошедшего в начале марта крупнейшего мирового форума производителей мобильных устройств MWC 2018 мы пригласили независимого эксперта Николая Изнова. С давним партнёром информационного блога Samsung World побеседовал наш редактор.

Корр: Итак, ежегодное мероприятие Mobile World Congress 2018 (MWC) отгремело в начале этого месяца в испанской Барселоне. Какие тенденции, наметившиеся в мировой мобильной индустрии вы могли бы выделить?

Н.И.: MWC образца 2018 года я бы охарактеризовал одной фразой: "затишье перед бурей". По-настоящему громких премьер было мало (единственное исключение - Samsung Galaxy S9/S9+), а всё внимание отраслевых экспертов уже переключилось на будущие поколения мобильных гаджетов, использующих все преимущества ультраскоростной связи 5-го поколения (5G). В этом плане наиболее интересной должна стать MWC 2020, когда технология окончательно созреет и начнётся настоящая схватка между ведущими игроками за раздел этого "пирога". Что же касается мероприятия текущего года, то уже было представлено оборудование для приёма и передачи сигнала по протоколу 5G и даже некоторые мобильные устройства, поддерживающие новый стандарт.

Корр: Готов ли Samsung к наступлению эры 5G и какова степень этой готовности?

Н.И.: В отличие от 4G LTE, где коммутационное и приёмо-передающее оборудование марки Samsung занимает относительно скромное место, южнокорейский гигант гораздо активнее ведёт себя на поле технологий 5G, став одним из основных разработчиков такого оборудования. В первую очередь это связано с тем, что именно стандарт 5G позволяет максимально раскрыть потенциал экосистем Интернета вещей (IoT), где Samsung также находится на ведущих ролях, а также систем автономного управления автомобилями. Именно в этих секторах будут происходить наиболее интересные и стремительные изменения в ближайшее десятилетие. Разумеется, это также наиболее перспективные отрасли в плане извлечения максимальной прибыли.
В настоящий момент Samsung является едва ли не единственным вендором, у которого готова полная линейка оборудования для работы сетей 5G - начиная от мобильных устройств и заканчивая базовыми станциями и домашними 5G-концентраторами. Поэтому я полагаю, что с наступлением эры ультраскоростной связи этот южнокорейский конгломерат будет одним из ведущих игроков.

Корр: Ваши впечатления от презентации Galaxy S9 и ваша оценка возможностей нового флагмана?

Н.И: Как и выставка MWC 2018, так и Galaxy S9/S9+ стали неким переходным этапом на пути к технологиям 5G, что я уже отметил выше. Сама по себе презентация "Девятой Галактики" была проведена на очень высоком уровне, но у меня сложилось впечатление, что в Samsung гораздо больше думают о следующем поколении мобильных устройств, где будут внедрены такие революционные новшества как гибкие дисплеи и та же 5G.
Семейство Galaxy S9 - это добротная модификация прошлогодней "Восьмёрки", которая стала настоящим бестселлером. Конечно, нельзя не отметить заметно усовершенствованную двойную камеру в Galaxy S9+ и ещё пару-тройку позиций, связанных с лучшей производительностью, экономичностью и программными возможностями новинки. Но это не революционное переосмысление мобильного гаджета, а тщательно выполненная работа по совершенствованию предыдущего поколения флагманских устройств. Именно поэтому интерес к новым аппаратам в той же Корее оказался не столь велик по сравнению с Galaxy S8 или Galaxy Note 8.
Тем не менее это не значит, что "Девятка" не заслуживает внимания. На данный момент это реально лучший мобильный коммуникатор на рынке, так что если для кого-то настала пора задуматься о приобретении топовой модели, то я могу смело рекомендовать Galaxy S9 и уж тем более S9+ из-за его продвинутой камеры и новых полезных опций типа переводчика любой текстовой информации.

Корр: Внедрение функции "анимоджи" в Samsung Galaxy S9 многие комментаторы восприняли как "подражание Apple". Не девальвирует ли это ценность новинки в глазах обывателей?

Н.И.: Откровенно говоря, лично мне все эти "анимоджи" для гламурных особ не слишком интересны. Но уж коли поветрие стало модным трендом, то в Samsung  такое явление не могли не учитывать. Иначе им бы в каждом обзоре тыкали: "Вот видите, у Apple есть эти кривляющиеся мультяшные рожицы, а у Samsung нет!". Тут хочешь-не хочешь, а удовлетворять капризы части публики придётся.
Вместе с тем я хотел бы отметить, что встроенная анимация не является каким-то революционным открытием Apple. Несколько более простые варианты уже применялись ранее. Вспомним хотя бы продвинутые аппараты  серии Samsung Wave на операционной системе Bada, которые предлагали поиграть в анимированныке игрушки в среде дополненной реальности. Это было ещё несколько лет назад, задолго до всяких там "Покемонов" и анимоджи.

Корр: Напомню нашим читателям, что Bada - это мобильная ОС, созданная Samsung в качестве альтернативы Android в 2010-м году. Позже Bada стала частью универсальной операционной системы TIZEN, которую Samsung использует в настоящее время в большинстве своих устройств. В этой связи хотелось бы узнать, что нового происходит в мире TIZEN, которая, кстати, также дебютировала в рамках MWC несколько лет назад...

Н.И.: TIZEN сегодня - это уже довольно мощная операционная платформа, которая, в первую очередь, ориентирована на использование в экосистемах "Интернета вещей", а также в автомобильных информационно-развлекательных комплексах. Применяется она и в смартфонах серии Samsung Z, хотя продвижение мобильной версии происходит не очень активно из-за трений и секретных соглашений с компанией Google (владельца ОС Android), которая очень опасается такой конкуренции со стороны Samsung.
Поскольку южнокорейский техногигант является главным производителем мобильных Android-устройств, Google кровно заинтересована в удержании Samsung в своей орбите, иначе эта империя может посыпаться как карточный домик, если, по крайней мере, крупнейшие вендоры будут переходить на собственные операционные системы. Не заинтересованы в ослаблении Google и власти США, поскольку именно через американский софт в основном контролируется мировое интернет-пространство. Так что это очень сложная игра, где замешана не только экономика, но и политика.
Тем не менее Samsung последовательно внедряет TIZEN в свои устройства и в 2020 году должна появиться единая экосистема, полностью работающая на этой платформе. Управлять всеми "умными вещами" на базе TIZEN OS можно будет с помощью интеллектуального голосового помощника Bixby, прогресс которого очевиден. Иными словами, если поблизости от вас будет находиться любое смарт-устройство марки Samsung (от часов серии Gear S до микроволновой печи), вы сможете общаться со встроенным в него Bixby и получать ответы на любые вопросы - от прогноза погоды до кулинарных рецептов и сведений о дорожных пробках. Более того, Bixby будет узнавать каждого владельца устройства по голосу и адаптироваться под его персональные интересы, давая с каждым разом всё более оперативные и точные ответы и рекомендации.

Корр.: Совершенно очевидно, что Samsung внедрит TIZEN во все свои IoT-устройства, но сторонников альтернативы Android особенно волнует, появятся ли в продаже смартфоны на TIZEN OS, которая заметно экономичнее и производительнее. Сейчас трубки на TIZEN продаются в ряде развивающихся стран, но Европа и Америка до сих пор не имеют доступа к таким гаджетам. Известно ли что-нибудь о планах продвижения TIZEN-коммуникаторов в этих регионах?

Н.И.: Samsung взял паузу в этом вопросе и, по всей видимости, обдумывает дальнейшую стратегию. Если они начнут глобальную экспансию TIZEN по всему миру, то это практически означает разрыв с Google. Однако основные доходы мобильного подразделения связаны именно с Android-девайсами и акционеры не потерпят падения прибыли из-за того, что новая ОС поначалу будет не слишком привлекательна для многих пользователей из-за меньшего числа приложений.
Таким образом, получается некий замкнутый круг, выход из которого весьма непрост. В IoT-сегменте TIZEN успела вовремя, но взломать уже поделённый между Apple и Google рынок мобильных ОС очень непросто. Samsung нужно приложить максимум усилий, чтобы сделать мобильную TIZEN привлекательнее конкурентов.

Корр.: Если бы вы были топ-менеджером Samsung, какие шаги вы бы предприняли  для продвижения собственной мобильной платформы на рынок?

Н.И.: В той или иной степени публикации в вашем блоге уже не раз затрагивали упомянутую тему. Это зависит от исходных позиций и заключённых сделок между Samsung и Google, все подробности которых нам неизвестны.
В последнее время поступают сигналы, что Samsung замораживает тему мобильной TIZEN, из-за чего приостановлено её распространение на другие рынки и выпуск новых моделей. Скорее всего это связано с давлением Google и американских властей, которые не хотят терять контроль над мировым интернет-пространством. Ещё раз отмечу, что весь мир до сих пор крепко сидит на американском софте - начиная от MacOS и заканчивая Android.
Тем не менее, в 2024-м году заканчивается кабальное соглашение между Samsung и Google, по которому южнокорейский гигант обязался не продвигать мобильную TIZEN на развитые рынки. Полагаю, что оживление в этом секторе наступит именно после указанной даты. Samsung необходимо замкнуть "кольцо TIZEN", которое позволит бесшовно соединить все устройства "умного дома" и мобильные гаджеты типа смарт-часов, спортивных браслетов и смартфонов. Игра стоит свеч, поэтому Samsung ведёт её вдолгую и не остановится в своём стремлении рано или поздно окончательно уйти от Android. 

Корр.: Но если всё-таки допустить, что Samsung решится продвигать мобильную версию TIZEN, не обращая внимания на окрики из Маунтин-Вью и Вашингтона, какие шаги можно было бы предпринять в первую очередь, чтобы завоевать симпатии потребителей?

Н.И.: Рецепты здесь стары как мир: привлекательные цены и массированная реклама. Если учесть, что количество приложений в TIZEN Store уступает аналогу Google Play, то нужно использовать преимущество Samsung в аппаратной части. По крайней мере на период раскрутки новой ОС нужно предлагать флагманские TIZEN-модели по цене аппаратов среднего или даже бюджетного класса. В таком случае количество заинтересованных покупателей резко возрастёт. Samsung вполне под силу провести мощную промо-кампанию, учитывая значительные финансовые ресурсы. Это я вам говорю про вариант, если разрыв с Google будет полный и окончательный. Если же Google не решится прекращать отношения с Samsung, то задача упрощается. Средства, потраченные на продвижение TIZEN-смартфонов, можно компенсировать увеличением цен на Android-устройства, коих Samsung выпускает великое множество. Причём это не какие-то грабительские суммы. На Android-бюджетники можно "накинуть" где-то от 1 до 5 долларов, а на флагманы долларов 50. Всё это поможет относительно безболезненно перейти на новую платформу. Как только появятся интересные TIZEN-коммуникаторы (а не нынешние сверхдешёвые варианты), появятся и заинтересованные разработчики софта. И, уверяю вас, машина закрутится и начнёт набирать обороты. Единственное условие: действовать надо быстро и решительно, не оглядываясь на всяких критиков, коих всегда найдётся немало.

Корр.: Находится ли разработка мобильной TIZEN в той стадии, когда она может на равных соперничать с последними версиями Android?

Н.И.: Это ключевой вопрос. Возможно именно это пока удерживает Samsung от решительных шагов. Но, насколько мне известно, разрыв между TIZEN и Android неуклонно сокращается. Даже текущая версия TIZEN 4.0 вполне достойна того, чтобы быть установленной на флагманских моделях и не особо уступать конкурентам. Но если покупателей привлечь ещё и выгодной ценой, то  возможные недочёты будут прощены. И не забывайте, что по-любому TIZEN быстрее и экономичнее Android, что наверняка понравится владельцам новых устройств.

Корр.: На MWC 2018 в очередной раз выползла подконтрольная российским властям финская компания Jolla со своей Sailfish OS, которую грозятся установить даже в смартфоны Sony Xperia X. Что вы думаете по этому поводу?

Н.И.: Я думаю, что это никчёмный проект. После всего, что случилось между Россией и цивилизованным миром, никто не захочет всерьёз рассматривать Sailfish OS в качестве альтернативы. Да, на ней можно запускать Android-приложения и она несколько быстрее своего Google-аналога. Но поскольку за финансированием Jolla стоит Кремль, вряд ли в Вашингтоне или Брюсселе кто-то  захочет продвигать её на развитые рынки. В отличие от универсальной TIZEN OS, Sailfish - чисто мобильная платформа, которая не предназначена для IoT, что делает её ещё менее привлекательной в перспективе. А просто "подрихтованная вторая Android" вряд ли кому-то будет нужна, разве что кроме "Почты России" и подобных ей подневольных организаций, которым Sailfish-смартфоны были навязаны сверху под лозунгом "импортозамещения".

Корр.: То есть, как говорят некоторые, "Sailfish - это чемодан без ручки"?

Н.И.: Именно так. За Sailfish стоит финская компания Jolla, которая переползает от банкротства к банкротству и едва удерживается на плаву лишь благодаря вливаниям из Кремля (посредством "русского олигарха" Берёзкина). Там не просматривается поддержки от ключевых производителей смартфонов, и даже сообщения о якобы каких-то договорённостях с Sony и Harman (подразделение Samsung) носят весьма осторожный характер. Но главное - это то, что она не подходит для перспективного направления "Интернета вещей", да и американцы не потерпят такой Sailfish-альтернативы собственной Google.
Между прочим, та же Google вполне может инициировать процесс по запрету использования Android-приложений на Sailfish, поскольку изначально программные продукты создавались именно для неё. И если с владельцами ПО было заключено эксклюзивное соглашение, то такие продукты дожны быть "отрезаны" от доступа к Sailfish-смартфонам. Иными словами: это тупиковая ветвь в истории мобильных ОС.

Корр.: Ну что же, благодарю вас за столь интересную беседу и до следующих встреч.