воскресенье, 1 июля 2018 г.

Эксперт: релиз тестовой версии мибильной ОС TIZEN 5.0 указывает на то, что Samsung остаётся верен своей концепции постепенного отхода от продуктов Google




Новая тестовая версия операционной системы TIZEN 5.0 для мобильных устройств появилась неожиданно для многих. Пока в сети ведутся пересуды о том, что китайская Huawei может выкатить некую альтернативу американской Android и заодно iOS, южнокорейский электронный гигант "тихой сапой" продолжает совершенствовать свою собственную программную платформу. И, судя по предварительному анализу, довольно успешно.
Читателям нашего блога вряд ли стоит лишний раз напоминать, что на TIZEN OS уже переведено подавляющее число современных продуктов марки Samsung (телевизоры, роботы-пылесосы, электронные цифровые вывески, панорамные камеры, смарт-холодильники, UHD Blu-ray плееры, стиральные машины, медицинское и климатическое оборудование, а также умные часы и кухонные приборы последних поколений). Более того, на 20-ти развивающихся рынках имеются в продаже TIZEN-смартфоны семейства Samsung Z, которые, правда, охватывают лишь ультрабюджетный сегмент. Тем не менее, выпуск TIZEN 5.0, касающийся, в том числе, мобильных устройств, указывает на то, что у техногиганта имеются планы на случай расставания с Android. И прогресс мобильной TIZEN тому лишнее доказательство.
Сегодня мы поговорим с приглашённым экспертом блога Samsung World Николаем Изновым о возможных перспективах мобильных TIZEN-устройств, которые однажды могут хотя бы частично заменить "парк машин", работающих на софте прямого конкурента.

Корр.: В нашей прошлой беседе, которая оказалась в топе наиболее читаемых материалов блога Samsung World, вы подвергли довольно беспощадной критике действия южнокорейского производителя электроники за чрезмерную осторожность и нерешительность в продвижении TIZEN на мобильных устройствах (имеются ввиду смартфоны и планшеты), которые ещё не охвачены новой программной платформой, по крайней мере в том объёме, который достоин ведущего игрока на мобильном рынке.
Теперь, когда мы ознакомились с возможностями TIZEN 5.0, вполне можно говорить, что она вплотную приближается к тому, что предлагают мобильные ОС от Google и Apple последних версий. То есть теоретически такую ОС не зазорно поставить и во флагманские модели. Так что до сих пор сдерживает Samsung?

Н.И.: Для начала мне хотелось бы поздравить ваш блог с обновлением рекорда прошлого месяца и сказать читателям, что число посещений Samsung World за июнь 2018 превысило отметку в 13.000. В 2017-м вы начинали с нуля, и это весьма приличное достижение для блогового ресурса, особенно если учесть, что сейчас "мёртвый сезон" отпусков, да к тому же на дворе очередной ЧМ по футболу. Тем не менее вам удаётся привлекать заинтересованную аудиторию. Надеюсь, что я не нарушил никакой коммерческой тайны, указав цифры?

Корр.: Нет, конечно. Потому что мы коммерческой деятельностью здесь вообще не занимаемся, и, скажу больше, мы не собираемся наращивать аудиторию любой ценой, публикуя желтушные сплетни с громкими провокационными заголовками.
Тем не менее, не будем отклоняться от темы и вернёмся к поставленному вопросу.

Н.И.: ОК, теперь всё по теме. Моя критика вполне оправдана, поскольку, как мы уже знаем, Samsung начинает упускать первенство на ключевых мобильных рынках, включая Китай, Индию и Россию. Подобная тенденция обозначилась и в ряде европейских стран.
Конечно, по доле прибыльности мобильного бизнеса Samsung может ещё довольно долго опережать Android-соперников, но ослабление позиций уже налицо. Именно поэтому я ратую за то, чтобы южнокорейский вендор, наконец, решился на радикальное обновление в этом сегменте, пустил, что называется, "молодую кровь". И семейство интересных мобильных устройств на TIZEN могло бы стать именно таковой. Но увы, по всей видимости в Samsung пока рисковать не хотят и продолжают сильно зависеть от программных продуктов Google.
Видимо, опрометчиво заключённое 10-летнее секретное соглашение с американским софтверным гигантом "о ненападении" продолжает действовать и будет действовать ещё долго, до 2024 года.
Лично я являюсь сторонником разрыва тесных связей Samsung с Google, потому что выигрывают от него (секретного соглашения - ред.), прежде всего, американцы, а вовсе не Samsung.
И, в конце концов, уже давно пора начать разрушать дуополию американских софтверных гигантов на рынке мобильных ОС. Это пойдёт на пользу всем, потому что подстегнёт конкуренцию.

Корр.: Возможно, в Samsung полагают, что их "ягодка" ещё не созрела и рановато выпускать её на противостояние с многолетним лидером мобильного софта?

Н.И.: Если постоянно сомневаться в своих возможностях, можно очень быстро потерять рынок, даже если сегодня кажется, что вы держите бога за бороду. Samsung уже совершил несколько роковых ошибок, стоивших ему лидерства в ряде сегментов, хотя были все предпосылки для победы.

Корр.: Нпример?

Н.И.: Например, когда мало кому известный "стартапер" Энди Рубин принёс свою идею мобильной Android OS именно в Samsung, там покрутили у виска и выставили его за дверь. А Google уцепилась за эту идею и теперь является абсолютным доминантом на рынке. И уже Samsung пришлось идти к ним с протянутой рукой, что мы и наблюдаем до сих пор.
Ещё в числе больших ошибок могу назвать поспешный отказ от производства OLED-панелей для телевизоров (на чём теперь зарабатывает LG) и отказ от производства беззеркальных цифровых фотокамер семейства NX, которые так поспешно были изъяты из продажи. И это как раз в тот момент, когда специалисты в один голос только и говорили об уникальных возможностях NX1, пригодной даже для профессионального кинематографа.
У руководства Samsung почему-то не хватило воли (или дальновидности) не забрасывать эти направления.
Что мы имеем в итоге? Постепенная утрата лидерства в мобильном сегменте, ослабление позиций на рынке телевизоров (потому что OLED оказался более востребован, чем ныне существующая технология Samsung QLED), а также сдача без боя рынка беззеркальных фотокамер японцам.
Восстановление утраченных позиций в современном мире хайтэка является очень непростой задачей. В результате усиление на рынке премиальных телевизоров теперь потребует от Samsung куда больших затрат, чем в случае, если бы они не сворачивали OLED-направление для ТВ. Как вы, наверное, в курсе, Samsung собирается производить гибридные ТВ-панели, где сочетаются технологии OLED и QD (Quantum Dot). Потому что, как показывает опыт, для зрителей идеальный чёрный оказался куда более важным параметром, чем яркость, контрастность и качество цветовой палитры. QLED-технология, использующая традиционную LED-подсветку, не может похвастать глубоким чёрным цветом, что при просмотре в темноте становится особенно заметно.
Причём потребители даже презрели тот факт, что OLED-матрицы подвержены довольно быстрому выгоранию. Им нужен "истинно чёрный" именно здесь и сейчас, а что будет с телевизором года через 3-4 их почему-то совсем не волнует.
Если рассуждать чисто логически, QLED TV от Samsung бьют конкурентов по всем позициям, кроме пресловутого "истинно чёрного". Но это тот самый случай, когда сработала не логика, а психология. Вот этого маркетологи в Samsung так и не смогли просчитать.
Похожая ситуация наблюдалась в 1970-х годах, когда развернулась война домашних видеоформатов. В то время на рынок вышли такие игроки как Sony с её Betamax, JVC с VHS и Philips с Video 2000. В битве форматов европейцы довольно быстро сдали позиции, а вот японцы дрались подольше, В результате победил стандарт видеокассет VHS, хотя он и уступал по качеству конкурирующему Betamax.
Решающим фактором стало то, что на VHS можно было поместить сразу 2 фильма (или один двухсерийный), в то время как на Betamax умещалось, в лучшем случае, полтора. И окончательный нокаутирующий удар Betamax нанесла порноиндустрия. Всё дело в том, что Sony наотрез отказывалась давать разрешение на распространение порноконтента с использованием её видеокассет. В JVC не были такими "упёртыми пуританами" и дали "добро" порностудиям на тиражирование их продукции. Всё. Sony проиграла битву вчистую, а Betamax закрепился лишь в профессиональной сфере после модернизации, уже в виде стандарта Betacam. Но это совсем другие тиражи и объёмы доходов.
Что-то похожее мы наблюдали и в случае с OLED. В Samsung высокомерно отвергли предложение LG о совместной разработке и производстве OLED-панелей. В Samsung были настолько уверены, что дни больших OLED сочтены, что поспешили свернуть производство своей топовой модели изогнутого 3D-телевизора, посчитав эту затею нерентабельной. А вот LG, испытывая определённый дефицит средств, всё же решилась на продолжение разработки OLED. В результате сейчас у LG Display в 3 раза больше клиентов, закупающих OLED-панели, чем у Samsung с его действительно выдающимися QLED. И если глобальный лидер ТВ-индустрии не предпримет срочных мер для исправления ситуации, его доминирование может быть поставлено под сомнение и в этом случае.
Что касается рынка фотокамер, то здесь ситуация не столь однозначная, поскольку большинство потребителей теперь вполне удовлетворены тем, что им предлагают смартфоны, особенно флагманские. Тем не менее любители качественного фото и видео (а таких немало) всё-таки предпочитают большие "взрослые" камеры, которые в обозримой перспективе всё-рвно будут куда совершеннее своих мобильных собратьев. И этот факт в Samsung решили проигнорировать, свернув указанное направление.

Корр.: Ставка на VR-кино оказалась слишком завышенной?

Н.И.: Я думаю да. По крайней мере на сегодняшнем этапе VR-технология ещё не дотягивает до того уровня, который бы большинство зрителей посчитало приемлемым. К тому же выпускается довольно мало профессионального VR-контента (гораздо меньше, чем в 3D). И, по моим наблюдениям, намного больше людей жалеют об отсутствии функции 3D-просмотра на современных телевизорах, чем желающих окунуться в мир сферического видео. Как разовый аттракцион VR воспринимается с энтузиазмом, но не более того.
Главным же препятствием в развитии сферического видео я считаю наличие очков, которые многие люди (особенно взрослые) не хотят надевать на долгое время. У кого-то кружится голова, а кто-то отмечает, что "со стороны выглядишь как последний идиот, сидя перед домашними в VR-гарнитуре и крутя головой по сторонам".
Во всяком случае, устраивать коллективные VR-просмотры с друзьями или членами семьи весьма проблематично, потому что удовольствие обеспечить всех персональными гарнитурами слишком дорогое, да и поделиться эмоциями от просмотра друг с другом не так просто. Я, например, слабо представляю коллективное боление за тот же футбол, если хозяева и гости сидят в VR-очках, да ещё с персональными наушниками. Так что не думаю, что в этом плане традиционным телевизорам что-то серьёзно угрожает.

Корр.: Итак, ошибки Samsung мы разобрали по косточкам. Что же делать южнокорейцам для выправления ситуации на мобильном рынке?

Н.И.: Я уже говорил, что запуск гибридных "планшетофонов" с эластичными дисплеями надо было запускать на TIZEN. Экспериментальный форм-фактор вполне подразумевает и наличие новой операционной системы, где можно удачно "поиграть" новыми возможностями. Но увы, похоже и здесь Samsung не смог избавиться от "услуг" Google. И это ещё один упущенный шанс продвинуть собственную операционную систему на мобильный рынок.
Поэтому я не не испытываю большого оптимизма от перспектив Samsung в этом направлении (по крайней мере в ближайшие годы). Учитывая, что маржинальность мобильного бизнеса становится всё менее значимой для конгломерата (напомню, что львиная доля прибыли Samsung Electronics поступает от производства чипов памяти), а Google избрал своими любимчиками в продвижении Android китайцев (прежде всего Huawei) в отместку за эксперименты Samsung c TIZEN, то ситуация достаточно безрадостная.
Именно ревность Google к TIZEN оборачивается для Samsung очень медленными обновлениями их мобильных устройств на новые версии Android, в то время как китайцы получают от Маунтин-Вью всестороннюю поддержку.
И если Samsung удастся как-нибудь "перекантоваться" на Android до 2024 года, то есть до срока окончания кабального соглашения с Google, и более-менее безболезненно перейти на использование TIZEN, то это можно будет считать большой удачей.
В идеале же, как я отмечал выше, с Google надо было сворачивать отношения уже давно и запускать собственные альтернативы таким платформам как youtube, Google Music, blogspot и т.д. Но время из-за нерешительности было упущено и теперь освобождение от пут Google обойдётся Samsung гораздо дороже.

Корр.: В последнее время у меня сложилось впечатление, что в Samsung гораздо больше уделяют внимания развитию направления искусственного интеллекта, чем мобильных устройств. Вы с этим согласны?

Н.И.: Да, искусственный интеллект - это следующее поле битвы, где ставки чрезвычайно высоки. В Samsung это поняли не сразу и сейчас навёрстывают упущенное, нанимая лучших специалистов. Посмотрим что из этого выйдет.
Но факт того, что в новой версии TIZEN появилась возможность поддержки системы искусственного интеллекта, говорит о многом. Значит у Samsung имеются серьёзные виды на эту платформу, которая рано или поздно всё-таки должна попасть в мобильные устройства. И это может стать определяющим фактором в возрождении этого направления бизнеса южнокорейской корпорации.