понедельник, 11 сентября 2017 г.

Samsung vs LG vs Apple: осень будет жаркой








Прошедшая недавно в Берлине крупнейшая на европейском континенте выставка IFA 2017 показала, что соперничество ведущих производителей в сегменте умной бытовой техники обостряется. Основное противостояние в ближайшем будущем развернётся между ведущими поставщиками таких продуктов на мировой рынок - это южнокорейские техногиганты Samsung и LG.
Одновременно не менее интригующая ситуация разворачивается и в мире мобильных гаджетов, где сразу несколько игроков претендуют на первенство в продажах флагманских моделей с максимальной маржой. Здесь к уже упомянутым Samsung и LG присоединяется Apple со своими "юбилейными" iPhone.
О том, как будет выглядеть мировой ландшафт на рынке потребительской электроники в ближайшие 12 месяцев, мы поговорим с приглашённым экспертом блога Samsung World Николаем Изновым.

Корр.: Как мы и обещали нашим читателям ранее, сегодня подведём итоги прошедшей в столице Германии IFA 2017 и рассмотрим перспективы развития отрасли потребительской электроники (включая мобильные гаджеты) в целом.
Итак, какие выводы можно сделать после презентаций главных мировых игроков в рамках берлинского форума?

Н.И.: IFA 2017 показала, что игра на рынке умной бытовой техники серьёзно обострилась. Ещё пару лет назад такие продукты демонстрировали лишь монстры типа Samsung и LG, а сегодня к ним добавилась масса европейских и азиатских производителей - от немецкой Miele до японской Panasonic. Однако корейцы, полагаю, имеют стратегическое преимущество, так как основательно взялись за разработку таких продуктов значительно раньше. Теперь в их руках находятся такие ключевые вопросы, как стандартизация протоколов IoT (Интернета вещей), наличие большого числа глобальных и местных партнёров, а также производство основных компонентов для подключённых устройств.
Несмотря на усилия LG, очевидно, что Samsung подошёл к решению этой задачи более основательно и создал собственную экосистему, не зависящую от капризов других поставщиков оборудования и программного обеспечения.
Умный дом (SamsrtHome) на базе операционной платформы TIZEN и вычислительных модулей серии ARTIK обеспечили техногиганту стратегическое преимущество перед соперниками. Остальным придётся уповать на партнёрство с другими игроками. В первую очередь это касается поставщиков ПО, обеспечивающего голосовую поддержку IoT-девайсов для взаимодействия с их владельцами. В этом сегменте также становится жарко, учитывая наличие таких крупных игроков как Google (Google Voice Assistant), Amazon (Alexa), Apple (Siri), Microsoft (Cortana) и так далее.

Корр.: Как на их фоне выглядит голосовой помощник Samsung Bixby, который вышел на рынок с некоторым опозданием?

Н.И.: Samsung уже не раз доказывал, что приход на перспективный рынок с запозданием не означает автоматического поражения. Чаще всего это говорит о том, что корпорация более основательно подходила к разработке и оценке потенциала той или иной новации. Например, Samsung не стал спешить с выпуском летающих дронов, хотя имеет в своём портфеле ряд интересных патентов на такие устройства. Как выяснилось, южнокорейцы осторожничали не зря. Уже сейчас законодательство многих стран сильно ограничивает возможность применения дронов из-за вопросов безопасности в воздушном пространстве и террористических угроз. Это означает, что в обозримой перспективе дронам вряд ли уготована счастливая судьба массового продукта. Поэтому в указанном секторе доминируют малые и средние производители, готовые рисковать.
Что касается голосовых помощников, то в Samsung правильно оценили недостаточный прогресс в эволюции собственного решения S-Voice, и, чтобы играть на равных с главными соперниками, купили калифорнийскую компанию по разработке искусственного интеллекта ViV Labs. В результате накопленный опыт в разработке S-Voice был объёдинён с решениями американцев, что в итоге породило Bixby. По оценкам экспертов, это будет наиболее продвинутый интеллектуальный голосовой помощник в обозримой перспективе. Пока конкуренты берут лишь тем, что обеспечили многоязыковую поддержку своим виртуальным ассистентам. Но по мере того, как Bixby будет расширять свои лингвистические познания, его превосходство будет всё очевиднее. На сегодняшний день оценить работу Bixby могут только носители корейского и "американского английского", но в ближайшее время (счёт идёт на недели) это детище Samsung начнёт разговаривать на многих европейских языках. Полагаю, что до середины 2018 года будет доступна и поддержка русского языка.

Корр.: Ещё одним сегментом в противоборстве голосовых ассистентов является так называемое смарт-аудио. Это, как правило, компактные беспроводные акустические системы со встроенным ПО искусственного интеллекта. В зависимости от сложности, они могут либо выступать просто как "умные собеседники", либо включать также поддержку управления "умным домом". Каковы позиции Samsung в этом сегменте?

Н.И.: После приобретения американского конгломерата HARMAN южнокорейцы "убили сразу двух зайцев". Во-первых, HARMAN является крупнейшим поставщиком смарт-акустики с поддержкой практически всех наиболее известных голосовых помощников. В их портфеле имеется Alexa, Cortana и Google Assistant. Исключение составляет Siri, которую пользует лишь её владелец в лице Apple. Кстати, Siri разрабатывалась сотрудниками ViV Labs, ныне принадлежащей Samsung. 
Как уже отмечалось на страницах вашего блога, гендиректор HARMAN пообещал, что в следующем году Samsung выпустит такую акустическую систему, которую вряд ли сможет обойти кто-то из конкурентов. Думаю, что он знает о чём говорит. HARMAN лидирует в разработке и производстве портативной беспроводной акустики, а Samsung и ViV Labs поставят на эту акустику лучшего голосового ассистента. В результате такой синергии должен получиться действительно весьма конкурентоспособный продукт.            

Корр.: Таким образом, на рынке бытовой техники с поддержкой умных голосовых помощников обозначились главные игроки. Каковы ваши прогнозы относительно противостояния Samsung и LG в этом сегменте?

Н.И.: Как я уже говорил выше, позиции Samsung предпочтительнее. Хотя бы потому, что он имеет в своём портфолио полную линейку IoT-продуктов собственного производства - от "железа" до программного обеспечения.
LG обладает меньшими финансовыми ресурсами и у неё нет возможности тягаться  с Samsung на равных. Последние сообщения из Южной Кореи подтверждают мои выводы. Сегодня стало известно, что LG будет практически полностью полагаться на решения от Google. А это означает, что они попадают в прямую зависимость от прихотей американского софтверного гиганта.
Допустим, что в какой-то момент Google захочет играть самостоятельную роль на рынке бытовой техники, как это уже происходит с мобильными устройствами (не исключена возможность покупки Google мобильного бизнеса HTC, что сделает эту компанию прямым конкурентом ведущих мобильных игроков). В таком случае Google захочет обеспечить себе преимущество за счёт введения ограничений на своё ПО, лицензируемое сторонними производителями. Это поставит ту же LG в весьма затруднительное положение.
Конечно, есть большая вероятность того, что американцы заверили руководство LG, что не будут конкурировать с ними на этом поле, но, как известно,  со временем многое меняется. Поэтому иметь "план B", как это делает Samsung с мобильной версией TIZEN, просто необходимо. Ведь в случае разрыва отношений с Google, Samsung может мгновенно переключиться на использование TIZEN без катастрофических последствий. Но что будет делать LG, если подобное произойдёт в сфере поддержки ПО Google Assistant? Полагаю, что срочно придётся договариваться с Amazon или Microsoft, которые, кстати, будут обижены на LG за то, что она в своё время выбрала Google. Это значит, что, скорее всего, LG получит альтернативу на менее выгодных условиях.

Корр.: То есть снова приходится констатировать, что контроль аппаратного и программного обеспечения - это залог успеха в современной конкурентной борьбе...

Н.И.: Да, я придерживаюсь этой точки зрения. Конечно, Google довольно легко распространить своё влияние на средних и мелких игроков, которые не располагают ресурсами для разработки собственного ПО. Но платой за это будет меньший объём прибыли, поскольку часть доходов нужно будет делить с поставщиком программного обеспечения, а также патологическая зависимость от капризов этого поставщика. Например, Google может навязывать определённые сервисы и политику воспроизведения рекламного контента, что далеко не всегда выгодно производителям IoT-девайсов. Именно поэтому любому уважающему себя вендору более чем желательно использовать собственное ПО, которое, тем не менее, не исключает возможности для взаимодействия с устройствами и ПО других поставщиков. Как раз такой путь выбрали в Samsung.
TIZEN остаётся открытой платформой, которая способна работать не толко с устройствами Samsung, но с продуктами сторонних компаний.

Корр.: Собираются ли использовать TIZEN другие производители, образовав, таким образом, альтернативу решениям от Google?

Н.И.: Да, с каждым днём таких желающих становится всё больше. Я пока не буду озвучивать названия этих компаний, поскольку Samsung ещё продолжает переговоры со многими потенциальными партнёрами, но уже на прошедшей в мае конференции TIZEN-разработчиков TDC 2017 были обозначены некоторые имена. В частности, на TIZEN переходит известный южнокорейский поставщик охранного оборудования и систем "умного дома" Commax. Разумеется, на TIZEN переходят компании, приобретённые Samsung за последнее время. Это и американский производитель люксовой кухонной техники Dacor, и тот же конгломерат HARMAN International.
Недавно Samsung получил разрешение на испытания автономных автомобилей на территории Южной Кореи и США. Система автопилота базируется на TIZEN OS. Предполагается, что такие решения будут приобретаться различными автопроизводителями, поэтому появление TIZEN следует ожидать в машинах различных марок.

Корр.: Теперь поговорим немного о состоянии дел на рынке смартфонов. Последние новости о рекордных предзаказах на флагманские фаблеты Samsung Galaxy Note 8 внушают оптимизм...

Н.И.: Несмотря на отчаянные попытки конкурентов свергнуть Samsung с пьедестала ведущего мирового поставщика смартфонов, у них это вряд ли получится в обозримой перспективе. Samsung здорово выручает то, что он также является главным производителем лучших компонентов для мобильной индустрии. Всё это южнокорейский вендор может использовать на своих аппаратах в приоритетном порядке, а уже потом продавать остальным, что называется "с барского плеча". Лучшие дисплеи, модули памяти и процессоры, без чего немыслим флагманский гаджет, производит именно Samsung. И даже если "юбилейный" iPhone 8 окажется абсолютным хитом продаж, Samsung выиграет от этого также, поскольку является эксклюзивным поставщиком OLED-дисплеев и модулей памяти для самой топовой модели. Как сообщили на днях инсайдерские источники, Apple заплатит за каждый дисплей Samsung по 130 долларов США, что в 2 раза больше, чем она платила ранее другим поставщикам дисплеев. Можете представить, какие совокупные объёмы прибыли получит южнокорейский гигант от продаж собственного Note 8 и комплектующих для iPhone. Я даже не удивлюсь, если размер чистой прибыли за 3-й квартал превысит показатели рекордного 2-го квартала, несмотря на то, что ряд аналитиков прогнозируют несколько меньший доход.
Поэтому ещё раз повторюсь, что в ближайшей перспективе опасаться за мобильный бизнес Samsung не стоит, даже если Китай включит протекционистские меры на полную катушку.

Корр.: И, наконец, поговорим немого о рынке телевизоров. Какие подвижки наблюдаются здесь?

Н.И.: В сегменте средних и бюджетных телевизоров однозначно лидирует Samsung, а вот в иерархии топовых моделей развернулась нешуточная борьба с LG, которая на данном этапе подкупила многих "идеальным OLED".
В очередь на OLED-панели LG выстроились Sony, Panasonic, Toshiba и многочисленные китайцы. Однако очевидно, что LG Display будет приоритетно удовлетворять запросы материнской компании LG Electronics. Остальным опять же достанутся "остатки с царского стола".
Samsung не использует OLED в своих топовых моделях, предлагая более технологичную и доступную альтернативу в виде QLED (технология металлических квантовых точек). По всем основным параметрам QLED превосходит OLED-панели, за исключением отображения "абсолютно чёрного".
Однако в ближайшие 2-3 года Samsung представит Quantun Dot панели, работающие подобно OLED-технологии, но лишённые всех недостатков последней. Поэтому "проседание" Samsung в топовом сегменте будет временным и всё вернётся на круги своя уже к 2020 году. Тем не менее, Samsung продолжает лидировать в сегменте премиальных телевизоров на ряде ключевых рынков и, полагаю, здесь также вряд ли что-то изменится в обозримой перспективе.

Корр.: Ну что же, благодарю вас за столь интересную и обстоятельную беседу и надеюсь на следующую встречу, когда мы обсудим новинки предстоящей выставки CES 2018, которая пройдёт в Лас-Вегасе в начале января.

Н.И.: Обязательно обсудим. А пока желаю вам и вашим читателям всего наилучшего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий