Как сообщает сеульская пресса, поставки смартфонов Samsung в минувшем квартале уменьшились в КНР до 0,8%. В период с апреля по июнь 2018 года вендору удалось реализовать в этой стране 800.000 устройств, что является наихудшим показателем за последние годы.
В 1-м квартале Samsung удалось нарастить своё присутствие в Поднебесной до 1,3%, приложив к этому немало усилий. Однако китайские вендоры, имеющие огромные преференции от местных властей, тут же "задавили" южнокорейцев неплохими аппаратами с гораздо меньшими ценниками.
Напомним, что игроком N1 на мобильном рынке Китая является Huawei (27%), делее следуют марки Oppo (20,4%), Vivo (19%) и Xiaomi (14,2%). Доля американской Apple составляет 5,7%, что также не вселяет особого оптимизма соперникам из Купертино.
Новую реальность, возникшую на мировом рынке мобильных устройств, мы снова попросили прокомментировать приглашённого эксперта блога Samsung World Николая Изнова.
Корр.: Итак, Huawei заявляет, что ещё до конца 2019 года станет игроком N1 на мирвом мобильном рынке. Может ли Samsung противопоставить что-либо натиску китайцев?
Н.И.: Полагаю что вряд ли. Здесь помогут разе что жесточайшие протекционистские меры, которые, по идее, должен ввести против Китая условный Запад, если он хочет остаться сколь-нибудь заметным в экономике XXI века.
Я ещё раз хочу напомнить, что неограниченный допуск китайских товаров на рынки развитых стран может окончательно похоронить целые промышленные отрасли в Европе и Северной Америке. К сожалению, популистские правительства, приходящие к власти во многих странах цивилизованного мира, так хотят понравиться своим избирателям, что готовы отдать на заклание собственных производителей ради дешёвых китайских побрякушек. В краткосрочной перспективе это имеет некоторый эффект: плебс получает некогда малодоступные гаджеты за сущие копейки и хрюкает от удовольствия. А Китай делает всё, чтобы "умаслить" дорогих клиентов.
Однко как только он избавится от конкурентов, то сможет устанавливать такие цены, какие сочтёт нужными. И, поверьте, те, кто сегодня так радостно "топит" за китайские поделки, лет через 5 сильно пожалеют, что с мобильного рынка исчезают такие игроки как LG, Blackberry, Pantech, Sony и так далее.
Не будем забывать, что Китай ведёт грязную игру, которая не имеет ничего общего с цивилизованными правилами рыночной экономики. Пользуясь дармовой рабочей силой и огромными финансовыми госрезервами, коммунистическое руководство Китая провозгласило курс на захват и порабощение мирового рынка высокотехнологичной продукции. Фактически спонсируя своих производителей, они позволяют удерживать им минимальные цены на свои гаджеты, что в условиях нормальной конкуренции было бы просто невозможно. При этом коммунисты не гнушаются воровать западные технологии в промышленных масштабах, а также фактически поощряют деятельность фирм, занимающихся выпуском дешёвых подделок продуктов знаменитых мировых брэндов. Всё это позволяет Китаю буквально стирать с лица земли всех, кто стоит на его "светлом пути".
К сожалению, я не вижу коллективной воли Запада противостоять этому нашествию. Кое-какие попытки сейчас предпринимает администрация Трампа, но эти шаги непоследовательны и вряд ли дадут какой-то ощутимый эффект. Нужна единая стратегия противостояния китайской экономической экспансии, которая, прежде всего, должна заключаться в резком повышении налогов на китайские товары (не менее 100-200%). В таком случае "дядюшка Сяо" задумается о своём поведении, и, возможно, умерит амбиции.
В настоящее время "китайское мобильное нашествие" в США, Великобритании и Австралии сдерживается лишь по соображениям безопасности.
Считается, что коммуникационное оборудование Huawei и ZTE осуществляет слежку за своими владельцами и сливает полученную информацию спецслужбам КНР. Однако китайцы это категорически отрицают и прикидываются невинными овечками.
Корр.: Власти Китая могут сказать, что высокие заградительные пошлины нарушают правила ВТО (Всемирной Торговой Организации) и так далее. Они вполне могут апеллировать к этой инстанции и выиграют суды.
Н.И.: Ныне действующие правила ВТО давно устарели и требуют изменений. Прежде всего, это касается уточнения статуса товаров и страны их происхождения. Например, есть группа стран, где действуют цивилизованные и прозрачные рыночные принципы. В любой момент бухгалтерия тамошних предприятий свободно проверяется и уточняются схемы доходов/расходов. То есть возможность "мухлежа" сводится к минимуму, а виновные в недобросовестном ведении дел быстро устанавливаются и несут наказание.
В отличие от Европы, Австралии, Японии, Южной Кореи или Северной Америки, Китай не гнушается приёмами откровенного демпинга, когда государство тайно спонсирует местных производителей типа Huawei, ZTE и Xiaomi ради их продвижения на международный рынок. Учитывая, что 1,2 миллиарда китайских биороботов просят за свой рабский труд несравненно меньше социальных благ, чем среднестатистический рабочий демократической страны, исход такого противостояния предрешён. Поэтому Запад должен предъявлять к давно окрепшему Китаю те же требования, что и к себе подобным, а не нянчиться с ним как с "развивающейся страной", которую надо всячески поощрять.
К тому же не надо забывать, что Китай априори является идеологическим соперником Запада и использует любую возможность, чтобы навредить свободному миру. Это ключевой момент, на который многие западные правивтельства закрывают глаза. СМИ не уделяют этому вопросу должного внимания, а среднестатистический потребитель, не обладающий такими знаниями, воет от восторга, сгребая с полок китайский ширпотреб.
Корр.: Не надо также забывать, что Китай откровенно грабит попавших в его орбиту сателлитов вроде России и целого ряда африканских режимов...
Н.И.: Совершенно верно. Сейчас на российском Дальнем Востоке опустошаются целые регионы, отдающие за дорма свои природные богатства китайцам. Кабальные соглашения о поставках российского газа и других ресурсов приводят в ужас экономистов и экологов. И всё это - результат преступной политики Кремля, умудрившегося разругаться с цивилизованным миром и пытающегося нашкодить Западу с помощью всё того же Китая. Однако в этом "дуэте сладкой парочки" ведущую партию уже давно исполняет Синьцзын Пин, а вовсе не Владимир Владимирович.
Разумеется, получая природные ресурсы за дорма, Китай способен дополнительно снизить себестоимость своей экспортной продукции.
Если, например, любая западная компания обязана строго соблюдать экологические нормы и тратить на очистные сооружения огромные средства, то в Китае это делать вовсе необязательно. Партия спокойно закроет глаза на нарушения, если сочтёт, что захват внешних рынков является для неё приоритетом. То же самое они делают на российских дальневосточных территориях, которые отданы Кремлём "в аренду" на 49 лет (то есть фактически навсегда) своему "великому юго-восточному соседу".
Недавно на одном немецком телеканале показывали документальное расследование, проведённое с большим риском для журналистов, которое рассказывает об экологической катастрофе в целом ряде промышленных районов КНР. Земля там отравлена на столетия вперёд, а люди и животные страдают от ужасных заболеваний и умирают гораздо раньше отведённого срока. Там, например, показаны полностью умерщвлённые реки, в которых течёт буквально вся таблица Менделеева, пропитанные ядохимикатами поля и прочие ужасы. Многие кадры удалось заснять только благодаря применению скрытой камеры, поскольку китайские службы безопасности пресекают подобные расследования на корню. Вот что такое "промышленно развитый Китай XXI века", а вовсе не те рекламные картинки выставочно-показушного Шанхая и ещё нескольких городов-миллионников. Не забывайте, что примерно 200 миллионов китайцев находятся на грани полной нищеты. А это больше, чем всё население России.
Поэтому когда вы будете держать в своих руках очередной "обалденный Хуавей за копейки", 10 раз подумайте что за этим стоит.
Корр.: Тем не менее реальность такова, что победа китайцев на мобильном рынке неизбежна?
Н.И.: При нынешнем положении дел и безволии коллективного Запада это становится всё более очевидным.
Корр.: Что бы вы посоветовали Samsung в ситуации глобального китайского наступления?
Н.И.: К сожалению Samsung стал жертвой патологической зависимости от софта американских компаний (прежде всего Google и Microsoft), поэтому повысить маржинальность в этом секторе ему будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно. Южнокорейцам надо было давно задуматься о продвижении собственной операционной системы и формировании различных сервисов, чтобы впоследствии "стричь купоны" с их помощью, а не только путём продажи смартофнов и планшетов.
Samsung надо было купить приличную голливудскую студию с её каталогом фильмов (как это когда-то сделала Sony с Columbia Pictures) и знаменитый музыкальный лэйбл, чтобы иметь фонотеку (как это сделала та же Sony, в распоряжении которой теперь находятся бывшие CBS, BMG и EMI). Теперь продукты мультимедиа приносят Sony только прибыль, в отличие от смартфонного бизнеса.
Без собственного мультимедийного контента Samsung будет крайне сложно внедрять сервисы типа youtube или музыкальные платформы. Для этого придётся заключать соглашения со сторонними поставщиками, что может быть совсем невыгодно.
Иными словами, рецепт выживания в современных условиях таков: собственные мобильные устройства + собственная операционная система + собственные сервисы + собственный контент. Лишь при таком условии можно рассчитывать на доходы в долгосрочной перспективе.
Если же вы зациклились лишь на производстве "железа", то будете сметены китайцами почти со 100% вероятностью.
Меня удивляет, что Samsung, имеющий все возможности для развёртывания собственных облачных сервисов, внедрения собственной операционной системы и покупки компаний-владельцев игрового и аудио/видеоконтента, до сих пор не проявляет должной активности в этом направлении.
Корр.: Годичный арест фактического главы Samsung Ли Джей-ёна по фиктивному обвинению в коррупции повлиял на дела конгломерата?
Н.И.: Да, это роковым образом отразилось на его стратегии, что ещё аукнется тяжёлыми потерями в перспективе. Я считаю, что нынешняя южнокорейская администрация и левацкие СМИ совершили преступление против собственного народа, фактически парализовав работу крупнейшего конгломерата на многие месяцы. Как вы понимаете, бесследно такое не проходит. Мне сложно представить подобную ситуацию с арестом топ-менеджеров Apple или Google. Американцы прекрасно понимают, что лучше закрыть глаза "на мелкие проступки", чем утопить бизнес, на котором во-многом держится экономика страны. Такое можно безболезненно сделать в отношении руководства какого-нибудь таксомоторного сервиса Uber, но не в отношении топ-менеджеров высокотехнологичной корпорации.
Корр.: Похоже, что 2019-й станет годом решающий битвы за мировой мобильный рынок. Как было упомянуто в начале нашей беседы, Huawei рвётся в лидеры. Что это означает для Samsung?
Н.И.: Это новая реальность, будущее которой зависит не только от Samsung, но и от всех остальных участников процесса, упомянутых выше.
Да, Samsung, наконец-то готовит революцию путём внедрения складных смартфнов, что теоретически может оживить рынок мобильных устройств. Однако эта революция так долго откладывалась, что ожидавшие её "перегорели" и должного "вау-эффекта" теперь вряд ли стоит ожидать. К тому же хитрые китайцы и здесь хотят опередить Samsung (хотя бы чисто номинально), первыми представив явно "сырой" аппарат с гнущимся экраном. Во всяком случае Huawei вынашивает такие планы. И я полагаю, что ради PR и отметки в Wikipedia о своём мнимом "технологическом лидерстве" они будут готовы пойти на такую провокацию.
Если же Huawei удастся сместить Samsung на 2-е место, то в плане PR это может оказаться для южнокорейцев совсем нежелательным фактором. Всё дело в том, что в таком случае СМИ не будут упоминать корпорацию как ведущего игрока по количеству реализованных аппаратов (поскольку N1 может стать Huawei), равно как и получающего наибольшую маржу с продаж (здесь явный лидер - Apple). То есть в имиджевом плане 2-е место мало что даёт.
Поэтому Samsung во что бы то ни стало надо удерживать лидерские позиции по поставкам аппаратов на мировой рынок. Однако для этого надо упорядочить продуктовую линейку и внедрить один или два суббрэнда, чтобы они представляли какую-то альтернативу традиционной линейке смартфонов Galaxy.
Например, можно было бы запустить отдельный брэнд смартфонов экспериментальных форм-факторов на операционной системе TIZEN, чтобы удовлетворить запросы тех, кто ищет нестандартные гаджеты, подчёркивая свою индивидуальность. Такой суббрэнд можно было бы условно назвать Egoist.
Другой суббрэнд должен быть ультрадешёвым, ориентированным, прежде всего, на развивающиеся рынки. Вот там может найти себе применение "урезанная" ОС Android GO. А под маркой Samsung Galaxy должны выпускаться только флагманские и премиальные модели серий S и A.
Одновременно Samsung надо быстро развивать собственные сервисы (альтернативные Google), чтобы через какое-то время начать на них зарабатывать. Лишь при таких условиях южнокорейский чеболь может рассчитывать на удержание или укрепление своих позиций на современном мобильном рынке.
The Chinese company trailed only Samsung in the second quarter
Huawei Technologies Co. pulled ahead of Apple Inc. to claim the No. 2 position in global smartphone shipments in the second quarter just behind Samsung Electronics Co., solidifying the rise of Chinese competitors.
Huawei shipped 54.2 million phones in the quarter, 41 percent more than a year earlier, to jump ahead of the iPhone maker for the first time, according to market research firm IDC. The telecoms giant accounted for 16 percent of the market, compared with 21 percent for South Korea’s Samsung and 12 percent for Apple. Xiaomi Corp. and Oppo, both based in China, rounded out the top five.
Chinese smartphone makers have been gaining influence as their domestic market grows and they expand abroad. Huawei has pushed into Europe and Africa, though it’s failed to crack the massive U.S. market. Apple tends to sell iPhones at higher prices than its rivals and profits from services like iTunes, which helped it top earnings estimates for the quarter.
“The importance of Huawei overtaking Apple this quarter cannot be overstated,” said Ben Stanton, a senior analyst at Canalys, which also reported the shift in quarterly market share. “It is the first time in seven years that Samsung and Apple have not held the top two positions. Huawei’s exclusion from the U.S. has forced it to work harder in Asia and Europe to achieve its goals.”
Canalys pointed out that the second quarter has historically been a weak one for Apple. The Cupertino, California-based company introduces new phones late in the year, then usually sees sales climb in the fourth and first quarters. That momentum for the iPhone X, which starts at $1,000, wasn’t sustained into the second quarter, the firm said.
Globally, the smartphone market continued its slowdown with shipments slipping 1.8 percent for the quarter to 342 million units. The number of smartphones shipped in 2017 fell 0.3 percent, according to IDC, the first decline after years of strong growth.
Samsung earnings took a hit from the sluggish market when it reported earnings Tuesday. The South Korean company, which makes memory chips and screens as well as smartphones themselves, reported net income that fell short of analysts’ estimates.
“Huawei’s momentum will obviously concern Samsung, but it should also serve as a warning to Apple, which needs to ship volume to support its growing services division,” Stanton said in a statement. “If Apple and Samsung want to maintain their market positions, they must make their portfolios more competitive.”
Комментариев нет:
Отправить комментарий