Самые драматичные изменения в первой пятёрке вендоров переживает Samsung. Продажи смартфонов этой марки рухнули на 14% по сравнению с 3-м кварталом 2017-го. Если год назад в сентябре-октябре южнокорейский техногигант реализовал 85,6 миллиона устройств, то в 2018-м продажи сократились до 73,3 миллиона экземпляров. Gartner отмечает слабый спрос на смартфоны Samsung практически во всех категориях - от бюджетных до премиальных. Таким образом, впервые за долгое время доля Samsung на мобильном рынке упала ниже 20%. Тем не менее, Samsung пока сохраняет лидерство, контролируя 18,9% объёма глобальных продаж.
В то же время ближайший соперник, китайская Huawei, продолжает наращивать свою долю, которая достигла 13,4% (52,2 миллиона проданных трубок против 36,5 годом ранее).
Apple остаётся на 3-м месте с неизменной долей в 11,8% (45,7 проданных устройств), однако американцев также догоняют китайцы из Xiaomi, сумевшие нарастить продажи с 26,8 до 33,2 миллиона штук и долей рынка в 8,5%.
За счёт роста китайских вендоров глобальные продажи смартфонов в 3-м квартале выросли на 1,4%, до 389 миллионов единиц. Конечно, основной рост происходит за счёт реализации китайцами недорогих моделей на растущих развивающихся рынках, но это всё-равно тревожный сигнал для Samsung и Apple, тем более что Huawei замахнулась и на завоевание премиального сегмента.
Одновременно Samsung пожинает плоды своих усилий по продвижению носимых устройств на операционной системе TIZEN. Аналитики компании IDC подсчитали, что в 3-м квартале 2018 Samsung показал рекордный всплеск продаж смарт-часов среди всех производителей, увеличив их на 91% (менее чем c 900.000 до 1.800.000 штук). Это даже больше, чем у нового лидера в этом сегменте - китайской Xiaomi. При этом надо иметь ввиду, что китайские вендоры занимают большую долю с очень дешёвыми устройствами (в основном фитнес-трекерами) и полученная прибыль от их реализации почти наверняка меньше чем у Apple и у того же Samsung. Единственным аутсайдером в пятёрке лидеров оказалась Fitbit, снизившая показатели на 3,1%.
Итак, картина вырисовывается весьма интересная. Samsung терпит неудачу на рынке смартфонов, где использует чужую операционную платформу (Android от Google) и явно улучшает показатели в сегменте носимых смарт-устройств, работающих на собственной TIZEN OS. Это как раз то, о чём не раз говорил на страницах этого ресурса независимый эксперт Николай Изнов, предрекавший большие проблемы южнокорейскому вендору из-за его патологической зависимости от чужого мобильного софта.
В связи с публикацией последних данных аналитических служб, мы связались с Николаем Изновым и попросили прокомментировать эти цифры.
Корр.: Итак, ваши пророчества сбываются с удивительной последовательностью, что иллюстрируют свежие данные от Gartner и IDC. Какие, на ваш взгляд, шаги должен предпринять топ-менеджмент Samsung, чтобы выправить ситуацию в сегменте мобильных устройств?
Н.И.: Я (и не только я) уже говорил, что усилия надо было предпринимать гораздо раньше и действовать решительнее, даже рисковать на грани фола. Иначе с китайским нашествием справиться будет невозможно. По сути, перед мобильным подразделением Samsung сейчас дилема: либо стабильное загнивание на Android с перспективой разделить участь Nokia времён её финской прописки, либо рискнуть, перейдя на собственную операционную систему с форсированным наращиванием базы приложений. Да, во втором случае есть риск провала, но в то же время можно и сорвать джек-пот, выделившись на фоне Android-конкурентов. Но если в Samsung будут продолжать любовные отношения с Google, то крах мобильного бизнеса корейцев неизбежен. Мобильное подразделение LG, также вцепившееся в Android, уже бог знает сколько кварталов приносит одни убытки. То же самое происходит с японской Sony и тайваньской HTC. Неужели в Samsung не понимают, что их ожидает та же участь, если радикально не поменять свою политику?
Корр.: Там всё ещё надеются на успех юбилейной серии Galaxy S10 и люксовых моделей с гибкими дисплеями...
Н.И.: Успеха этих флагманских гаджетов (если он вообще будет) явно недостаточно, чтобы противостоять китайцам. Galaxy S10 и Galaxy F - это нишевые устройства, которые смогут позволить себе немногие. В мире Android основная прибыль делается на продажах моделей среднего и начального класса. И беда в том, что сама по себе Android не ассоциируется у большинства людей с эксклюзивным дорогим продуктом. Если хотите, это чистая психология, но такой эффект имеет место быть. Не зря же Google всё меньше и меньше старается упоминать название этой ОС на своих презентациях.
Вместе с тем, TIZEN постепенно приобретает высокую репутацию как в экспертной среде, так и среди потребителей. Мы сделали анализ откликов на последние TIZEN-продукты Samsung и можем констатировать, что эта платформа всё чаще ассоциируется с надёжным и качественными программным продуктом, несмотря на периодические информационные вбросы конкурентов, как это было в начале прошлого года.
Во-первых, TIZEN получает высокие оценки от ведущих лабораторий, занимающихся тестированием телевизоров, где Samsung является абсолютным лидером. То же самое касается Ultra HD Blu-ray плееров и бытовой смарт-техники (например, холодильников серии Family Hub), где также применяется TIZEN. Во-вторых, эта ОС априори лучше Android, поскольку более экономична и эффективна, что позволяет заметно продлевать жизнь мобильных устройств на одном заряде, а также экономить на "железе", так как TIZEN не требует столь мощных вычислительных ресурсов, как Android и даже iOS.
Корр.: Samsung успешно применяет TIZEN в дорогих премиальных устройствах типа 8K QLED-телевизоров с поддержкой искусственного интеллекта или совсем недешёвых смарт-часах типа Galaxy Watch. Но зачем они испортили реноме своей операционной системе в мобильных устройствах, установив её в откровенно дешёвые аппараты (кроме, наверное, Samsung Z3, который выглядел чуть лучше)?
Н.И.: Это вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. Ясно, что там шла подковёрная борьба и Google предпринял всё возможное, чтобы удержать Samsung в своей орбите хотя бы в сегменте мобильных гаджетов. Именно поэтому мы наблюдали "шарахания" Samsung при запуске смартфонов на TIZEN.
Изначально новую ОС хотели ставить в премиальные смартфоны, если помните. На выставках типа MWC даже показывали флагманские аппараты с предустановленной TIZEN. Потом вендор собирался запустить "крепкого серднячка" Samsung Z в России, но в результате всё закончилось неприлично дешёвыми аппаратами на индийском рынке, что, разумеется, не могло вызвать особого интереса у публики, особенно в развитых странах. Такое впечатление, что Samsung специально "опустил" свою мобильную платформу до такого уровня, чтобы её можно было незаметно похоронить.
Корр.: Возможно, Samsung шантажировал Google, чтобы сделать её более сговорчивой на Android-фланге, а добившись нужного результата, заморозил мобильный TIZEN-проект?
Н.И.: Если это так, то шантаж явно не удался, судя по сегодняшним результатам. Но я вовсе не думаю, что имел место какой-то шантаж со стороны корейцев. Скорее наоборот. И такие сведения публиковались в профильных изданиях, интернет-версии которых поисковик Google теперь просто не выдаёт.
Корр.: Да, мы заметили, что Google цензурирует негативные отклики о своей деятельности. Даже наш скромный блог стал жертвой этой цензуры. Например, они заблокировали воспроизведение на наших страницах сюжета Euronews о 5-миллиардном штрафе, наложенным на Google Еврокомиссией. И ужас в том, что youtube и blogspot.com принадлежат именно Google. То есть в любой момент они могут нас просто "вырубить из эфира".
Н.И.: Это большая проблема. Такая монополизация интернет-сервисов до добра не доведёт. Ради сверхприбылей они готовы идти на всё, даже на введение цензурируемого поисковика специально для Китая. А это уже прямое нарушение буквы и духа закона о свободе выражения мнений и доступа к информации. Против этого протестовали даже сотрудники самой Google, но пока непонятно, чем та история закончится.
Корр.: Вот как раз поэтому нам и нужны альтернативные интернет-платформы и операционные системы. И я искренне не понимаю тех, что "вполне доволен", что на IT-рынке образовалась американская дуополия в виде Google и Apple. На самом деле это настоящая катастрофа.
Н.И.: Надо учитывать, что за сохранение устаревшей Android ратуют, прежде всего, ленивые разработчики приложений, привыкшие клепать свои "программульки" исключительно под эту ОС или, в лучшем случае, ещё для iOS. Также за Android "топят" жители нищих стран, потому что "там много халявных приложений". Именно по этой причине TIZEN не следовало запускать на развивающихся рынках с низким ВВП. Я уже говорил раньше, что нищенская психология будет отторгать систему, которая не может дать таким потребителям "всё и сразу", когда рядом есть "такой замечательный Android с кучей бесплатных игрушек".
В 2014-м году, когда покупательная способность в России была куда выше нынешней, это был бы вполне удачный эксперимент для любителей попробовать что-то новое. К тому же я неоднократно слышал восторги от тех, кто успел опробовать пилотные TIZEN-аппараты Samsung Z, демонстрировавших рекордные показатели по длительности работы на одном заряде и удивительной для своей ценовой категории производительностью.
Корр.: И какой из всего этого нам следует сделать вывод?
Н.И.: Скорее не нам, а топ-менеджерам Samsung, которые за это получают деньги.
Я бы здесь выделил несколько пунктов:
1) Тенденцию, сложившуюся на Android-рынке, почти невозможно изменить. Китайцы наступают и это очевидно всем.
2) Выпуск огромного числа Android-моделей и их модификаций, которые мало чем отличаются друг от друга (по крайней мере по форм-фактору), не позволит нарастить продажи.
3) Затягивание с переходом на собственную платформу со своей экосистемой означает пусть не скорую, но неминуемую смерть мобильного бизнеса Samsung.
Что нужно делать?
1) Бросить лучшие силы на разработку мобильной версии TIZEN и набора базовых приложений (оригинальная оболочка, браузер, мультимедиаплеер, видеоредактор и т.д.).
2) Решительно обновить модельный ряд и ввести различные форм-факторы, поскольку плоские бруски уже порядком надоели публике. Можно возродить на современном уровне слайдеры и камерофоны с большой матрицей и выдвигающейся оптикой, что привлечёт энтузиастов мобильной фотографии и качественного видео.
3) Запустить премиальные модели на TIZEN, лучше под отдельным брэндом, чтобы позиционировать их как новое поколение устройств на мобильном рынке.
4) Провести серьёзное исследование предпочтений пользователей (голосования, анкетирование, устные опросы), чтобы создать оптимальные для потребителей аппараты. Наши исследования показывают, что многие люди не хотят отказываться от трубок со сменными аккумуляторами и даже готовы мириться с тем, что такие аппараты, как правило, имеют пластиковый корпус и отсутствие влагозащиты. Также большинство не желает расставаться с коннектом для проводных наушников.
Кроме того, людей раздражают аппараты с "монобровями" и отверстиями в дисплее для сэлфи-камер (последнее задумали применить в будущих флагманах Samsung, что уже сейчас вызывает протесты на профильных форумах). Это совершенно порочная практика, запущенная идиотами из Apple.
5) Отдать приоритет именно TIZEN-аппаратам при запуске наиболее передовых программных опций и аппаратных решений. Это должно ещё больше выделить такие гаджеты на фоне среднестатистических Android-фонов.
6) Провести эффективную рекламную или промо-кампанию в СМИ, где наглядно показать преимущество TIZEN перед конкурентами.
Вот, пожалуй, основные антикризисные рецепты, которые стары как мир.
Корр.: Осталось лишь пожелать, чтобы Samsung повнимательнее прислушивался к таким советам.
Благодарю вас за беседу и надеюсь на её продолжение в наших следующих интервью.
Н.И.: Непременно.